Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Миллионы людей, затаив дыхание, следят за ходом выборов. Дорогостоящая и громкая предвыборная кампания завершена, и теперь избиратели ждут результатов.

Кандидаты в президенты США придерживаются диаметрально противоположных взглядов на экономику, социальную сферу, внешнюю политику, и т. д. и т. п. Казалось бы, перед нами — очередные судьбоносные выборы на нынешнем витке истории.

Откроем ТАНАХ. «Сердце царя — в руке Г-спода, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притчи царя Соломона 21:1). Что имеется в виду? Неужели главы государств являются всего лишь марионетками в руках Б-га?! Зачем же мы тратим время на поход к избирательному участку?

Каждый человек обладает свободой выбора (см. Рамбам, «Законы раскаяния», гл. 3), но эта свобода не является чем-то абсолютным. Несмотря на то, что Всевышний дает каждому человеку способность отличать хорошее от плохого и принимать решения самостоятельно, такая функция может быть ограничена Свыше, когда речь идет о лидерах, ответственных за целые страны и народы.

По сравнению с рядовыми гражданами, главы государств обладают колоссальной силой и удостаиваются невиданного почета. Поскольку одно-единственное решение, принятое тем или иным лидером, может изменить ход истории, Творец иногда лишает сильных мира сего свободы выбора (см. комментарий Абарбанеля к 45-й главе книги «Берешит»).

Подтверждением этого правила являются события, предшествовавшие исходу из Египта. Всевышний пообещал освободить рабов, продемонстрировав окружающим «…огромные знамения и чудеса». Чтобы сделать это, Он «отяжелил сердце фараона», вынудив его упорно и бескомпромиссно отказывать евреям в праве на Исход. Слова Моше «Отпусти народ мой» не возымели должного влияния именно потому, что так хотел Б-г.

Когда в конце 70-х премьер-министр Израиля Менахем Бегин посетил Нью-Йорк, он принял решение встретиться с еврейскими духовными лидерами того времени. На встрече с раввином Яаковом Каменецким Бегин упомянул о проблемах с сердцем и попросил помолиться за свое выздоровление. Раввин ответил: «Вам не нужны наши молитвы. Сердца царей — в руках Г-сподних».

Как всё вышесказанное связано с нынешними выборами? Ход истории определяют не коалиционные соглашения и не партийные платформы. «Сердце царя — в руке Г-спода, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Мидраш объясняет: вода, которую налили в сосуд, может быть наклонена в любую сторону. Сердце человека, занявшего высокий пост, находится в руках Творца.

Это, разумеется, не означает, что мы должны равнодушно взирать на происходящее и уклоняться от голосования. Именно благодаря свободе выбора мы обязаны сделать всё необходимое для того, чтобы оказать положительное воздействие на мир.

Мидраш «Ялкут Шимони» (Мишлей 21) приоткрывает завесу над тайнами Б-жественного управления — Всевышний склоняет правителя к тем или иным решениям в зависимости от желаний и морального облика подданных. Если поколение достойно этого, Б-г склонит сердце лидера к принятию хороших и полезных решений. Если же поколение оказалось недостойным, сердце лидера будет злым и жестоким. Как говорится, каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает…

Именно поэтому нынешние — и любые другие — выборы так важны. Выбирая лидеров, мы выбираем свою судьбу. Политические решения того или иного кандидата не противоречат воле масс — они лишь демонстрируют нашу собственную свободу выбора.

Не столь важно, кто победит в нынешней предвыборной гонке. Главное, что конечный результат находится в руках Небес.


Эсав известен своим аморальным поведением и тягой к жестокости, в отличие от Яакова, которого Тора называет человеком прямым, преданным учебе. Эсав продал свое право первородства Яакова за похлебку, и это означало, что он отказывается от той духовной работы, к которой был предназначен. Вместо нее Эдом захотел для себя блага этого мира. Читать дальше

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

Праотец Яаков. Встреча с Эсавом

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?

Недельная глава Толдот

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Иудаизм и Антисемитизм

Рав Александр Айзенштадт

Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.

Для чего Тора упоминает родословие Эсава

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Праотец Яаков. В шатрах мудрецов

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.