Темы: Суббота, 39 работ, Яков Шуб, Запреты в Субботу, Варка, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Шуб, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, какими правилами следует руководствоваться, используя в шабат кастрюлю медленной варки?
Большое спасибо за Ваш вопрос. На самом деле вопрос об использовании в субботу кастрюли для медленной варки (Crock pot) является предметом обширной дискуссии современных галахических авторитетов. Кроме того, это был один из последних вопросов, которым занимался Рав Шломо-Залман Ойербах зацаль перед смертью и, к сожалению, мы не удостоились узнать его окончательное мнение по этому поводу, как пишет Рав Йегошуа Нойверт в последнем издании своей книги Шмират Шабат кэ-Илхата (1, прим. 255). Чтобы не утруждать читателей сложными объяснениями, приведём только основные проблемы, которые могут встретиться на практике, и возможные способы их решения.
Сначала опишем вкратце устройство этого прибора. Кастрюля для медленной варки обычно состоит из керамической ёмкости, в которой непосредственно варится еда, и нагревательного прибора. Ёмкость вставляется в нагревательный прибор так, что нагревательные элементы располагаются по всей площади ёмкости снизу и по бокам. Сверху керамический сосуд накрывается крышкой. Прибор имеет несколько режимов нагревания.
Перейдём непосредственно к описанию возможных проблем:
1. Поскольку, как было сказано выше, этот прибор предназначен для варки пищи и имеет несколько режимов нагревания, он рассматривается как непокрытый огонь —эйно гаруф вэ-катум. Иными словами, существует опасность: обнаружив, что пища не доварена, человек захочет переключить прибор на более высокий режим нагревания. На языке Галахи это называется запрет шгия.
Избежать нарушения этого запрета можно тремя способами:
— позаботиться, чтобы до субботы блюдо было сварено до состояния маахаль бен Друсай, т.е. чтобы оно было сварено наполовину и пригодно к употреблению в пищу при стеснённых обстоятельствах.
— плотно заклеить ручку переключателя режимов нагревания клейкой лентой. Это подобно «патенту», который называется в Гмаре (Шабат 18 б) туах бэ-тит.
— сделать специальную металлическую коробку, которая вставляется между керамической ёмкостью и нагревательным прибором, тем самым уменьшая его температуру. В этом случае кастрюля будет иметь статус покрытого огня — гаруф вэ-катум.
2. Поскольку прибор имеет статус непокрытого огня, то если керамическую ёмкость достали из нагревательного прибора в субботу, её нельзя будет поставить туда снова, поскольку это будет нарушением запрета хазара (возвращения пищи на открытый огонь). Этот запрет действует, даже если пища была полностью сварена и соблюдены все условия возвращения еды на огонь. Причина этого запрета следующая: когда человек возвращает еду на непокрытый огонь, со стороны кажется, как будто он начинает варить в субботу. По другим мнениям, в данном случае также существует опасность переключить прибор на более высокий режим нагревания.
Тяжело на практике найти такое решение проблемы, которое бы удовлетворяло всем мнениям, потому что даже если сделать специальную металлическую коробку, которая вставляется между керамической ёмкостью и нагревательным прибором (уменьшая его температуру, чтобы таким образом кастрюля получила статус покрытого огня), по некоторым мнениям это может рассматриваться как возвращение пищи внутрь печи. А это запрещено, даже если огонь покрытый (Шулхан Арух 253:2).
По некоторым мнениям, если подложить под дно ёмкости например, перевернутые банки из-под рыбных консервов, это можно считать изменённым способом варки и, соответственно, будет разрешено возвращать ёмкость на огонь в субботу; эта ситуации подобна той, которая описывается в Мишне Бруре (318:94).
3. Основным вопросом, который стоял перед современными галахическими авторитетами, был вопрос о том, распространяется ли на этот прибор запрет «завёртывания» пищи во что-то, что добавляет тепло (запрет атмана). Это запрещено, даже если еду завернули до субботы.
Проблема заключается в том, что обычно запрет «завёртывания» распространяется только на те случаи, когда еда завёрнута полностью — сверху, снизу и со всех сторон (Рамо 253,1). В нашем же случае нагревательные элементы находятся только снизу и сбоку, сверху кастрюля накрывается обычной крышкой. Закрыть кастрюлю крышкой — это не нарушение запрета атмана.
Но заворачивать еду не полностью разрешено потому, что если какая-то часть остаётся непокрытой, это ведёт к большой потере тепла. А в нашем случае это не совсем актуально: ведь обычная конструкция предусматривает, что сверху кастрюля накрывается обычной крышкой, и это не препятствует обычному процессу варки.
Для решения проблемы были предложены два пути:
— сделать специальную металлическую коробку, которая вставляется между керамической кастрюлей и нагревательным прибором. Желательно, чтобы она была видна снаружи, а также, чтобы еда была полностью сварена до субботы, поскольку по некоторым мнениям, еду, которая была полностью сварена, разрешено заворачивать (письмо Рава Шломо-Залман Ойербха зацаль, опубликованное в конце книги Орхот Шабат).
— подложить под дно керамической ёмкости, например, перевёрнутые банки из-под рыбных консервов — чтобы между нижними нагревательными элементами и ёмкостью был значительный промежуток (приводится в новом издании книги Шмират Шабат кэ-Илхата от имени Рава Элияшива шлита, 1, прим. 255).
Однако многие считают, что в любом случае кастрюля не считается полностью завёрнутой и поэтому её можно использовать обычным способом. Обычно полагаются на это мнение, однако при этом необходимо учитывать моменты, рассмотренные в пунктах 1 и 2.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Атмана
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваякель
Рав Моше Пантелят
Гади Поллак
Рав Моше Пантелят
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Бенцион Зильбер
Использование любой бритвы, кроме перечисленных, запрещено Торой?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Бенцион Зильбер
Каково было бы мнение рава Мойше Файнштейна сегодня?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.