Темы: Исправление, Мидраш, Давид, Берл Набутовский, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, Рабаним! В книге комментариев, которая у меня не вызывает доверия, сказано, что Давид получил 70 лет жизни от Адама, по другой версии — от Авраама, Якова и Йосэфа, но не от Ицхака, который также был со стороны тьмы. Что это все значит? С уважением, Андрей, Ставрополь
Уважаемый Андрей,
Да, действительно, есть мидраш (Брейшис Рабаси, П. Брейшис 5:5 стр. 25), в котором говорится, что Вс-вышний показал Адаму всё его потомство — т.е. весь род человеческий. Адам же давал каждому из своих потомков имя. Когда он дошёл до Давида, увидел, что душа Давида обладает удивительными качествами, но ему суждено умереть сразу после рождения. Тогда Адам захотел отдать Давиду 70 из положенных ему (Адаму) тысячи лет. Вс-вышний согласился. Подобный мидраш приводится также в книге Бэмидбар Раба (П. Насо 14).
Изначально Адам должен был прожить 1000 лет, как написано (Брейшис 2:17) «Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь.» А 1000 лет для Вс-вышнего — как один день. Адам отдал Давиду 70 лет и прожил ровно 930 лет, как сказано в Торе (Брейшис 5:5).
В чём же смысл этой истории?
Дело в том, что мы находимся в этом мире для того, чтобы исправить его и себя. Но из-за того, что у человека есть свобода выбора, перед каждым из нас открыты три пути в жизни: (1) быть праведником, (2) быть грешником, (3) согрешить и раскаяться. Каждый раз, делая выбор, человек влияет на весь мир. Конечно, маленький человек влияет меньше, а большой человек — больше. Так или иначе, когда человек совершает грех, в мире происходит некоторое разрушение. Если же человек исполняет заповедь или раскаивается в совершённых грехах, в мире происходит исправление. К сожалению, исправление, которое происходит в результате раскаяния, не всегда компенсирует разрушение, причинённое грехом.
Воля Вс-вышнего заключается в том, чтобы, в конце концов, мир пришёл к окончательному исправлению. Наша свобода выбора заключается только в том, что мы можем способствовать этому процессу, или же, наоборот, препятствовать.
Серьёзные грехи, такие, как создание золотого тельца, могут сильно отдалить окончательное исправление мира. Тем не менее, в конце концов, оно всё равно произойдёт.
Таким образом, исправление мира может происходить двумя способами: (1) то исправление, в котором мир нуждался изначально, достигается исполнением заповедей, (2) исправление, в котором мир нуждался изначально плюс исправление ущерба, нанесённого греховным поведением людей, достигается раскаянием и исполнением заповедей.
До того, как Адам совершил грех, съев плод древа познания добра и зла, в мире вообще не было греха, а зло существовало лишь потенциально. Змей, который соблазнил Хаву — это и есть потенциал зла. Если бы Адам не поддался соблазну и не согрешил, «раскаяние» вообще не играло бы никакой роли. Исправление мира наступило бы только за счёт правильного выбора, сделанного Адамом.
Но Адам пошёл по другому пути.
Когда Адам совершил грех, съев плод древа познания добра и зла, он сильно отдалил исправление мира. Как известно, Адам и Хава были изгнаны из Рая, и их потомки родились уже в условиях мира, состоящего из смеси добра и зла.
После изгнания из Рая Адам раскаялся в совершенном грехе. Он делал всё, что было в его силах, чтобы исправить ситуацию. К сожалению, его раскаяние не было принято, он не вернулся в Рай. Поэтому окончательное исправление стало «работой» потомков Адама, живущих в условиях грешного мира.
Как известно, избавление еврейского народа станет первым звеном в цепи событий, ведущих к окончательному исправлению мира. Это избавление произойдёт только тогда, когда над еврейским народом будет царствовать особый помазанник — Машиах. Царю Давиду было обещано, что Машиах произойдёт именно от него.
Из всей истории Царя Давида видно, что главное его свойство — это способность раскаяться в грехе и исправить то, что было сделано неправильно. Это свойство Давид унаследовал от своего предка, Йеуды. Йеуда, невзирая на свое высокое общественное положение, не боясь позора, признал, что согрешил со своей невесткой Тамар. Этот смелый поступок обеспечил его потомкам особую роль в истории. Именно царь из колена Йеуды, потомок царя Давида приведёт человечество к окончательному раскаянию и исправлению всего дурного, что было сделано за всю историю.
Теперь понятно: и почему вначале царь Давид вообще не имел права на жизнь, и почему Адам решил подарить ему самое дорогое, что у него было — годы собственной жизни.
При сотворении мира зло было только теорией, а греха не было вовсе. Поэтому не было необходимости в раскаянии. Исправление должно было прийти только в результате выполнения заповедей. Следовательно, Давид был не нужен. После того, как Адам согрешил, потребовался дополнительный вид исправления — раскаяние. Адам сделал всё, чтобы исправить созданную им ситуацию. Увидев, что своими силами он не может привести мир к окончательному исправлению, Адам решил хотя бы опосредованно повлиять на этот процесс. Именно ради этого он решил подарить жизнь тому, кто окончательно исправит этот мир посредством раскаяния. Таким образом, Адам способствовал достижению конечной цели — полного исправления мира.
Что касается присланной Вами второй версии событий, мне неизвестно о существовании такого мидраша. Единственное, что могу добавить, это что обо всех, кого Вы перечислили, — Аврааме, Яакове, и Йосефе — сказано, что они не прожили все положенные им годы по разным причинам.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте: Точка выбора
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его