Темы: Запреты, Злословие, Сплетни, Реувен Пятигорский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМожете запрещать что угодно, но в одном человеческая природа сильнее ваших запретов — в желании позубоскалить, посудачить о своём ближнем. Нет общества, где бы этой «болезнью» не страдали буквально все. Только не уверяйте, что вы святее остальных.
А мы и не уверяем. Среди евреев, соблюдающих заповеди Торы, тоже встречаются люди, страдающие такой «болезнью». Но их, поверьте, очень мало. Ибо болезнь лечится! По крайней мере, есть проверенные способы, помогающие человеку «вылечить» свой язык. Один из самых действенных способов прекратить порочащие человека разговоры — полюбить его (что и повелевает Тора). Когда нам говорят злые слова о другом человеке, стоит представить себе, что рассказывают о нашем родном брате, как сразу же наше отношение к рассказу изменится. Для брата мы всегда постараемся найти извиняющие моменты. Точно также надо поступать в случае с любым евреем.
Сплетни, оговоры и зубоскальство считаются в обществе, соблюдающем заповеди, одними из самых неприятных прегрешений. Злословие портит общий «уровень жизни». Согласитесь, неприятно жить в среде, где все оговаривают всех. Поэтому евреи высоко ценят моральный климат своей общины, когда злословие исключено, или, по крайней мере, резко осуждается обществом. И если кто-то стал виновником сомнительной ситуации, он, этот виновник, знает, что ни один из очевидцев не будет распространять о нём слухов, не побежит шептать по углам: смотрите, что сделал такой-то. Даже своим жёнам люди ничего не расскажут — ибо таково требование Торы.
А что делают с нарушителями установленных правил? Неужели так и молчат, смирившись? Оказывается, есть способ найти на них управу. Взывают к их совести. Но если прямая беседа по душам не приносит результатов, всегда есть возможность обратиться к раву или, в особо серьёзных случаях, непосредственно в раввинский суд.
Когда встречаются два еврея, они стараются не говорить между собой о третьем. Во всяком случае, не говорить ничего, чего бы тот не хотел, чтобы о нём рассказывали. Если это называется святостью — мы не против!
Смотрите: «Изюминка» борьбы со злословием
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Реувен Пятигорский
Автобиография автора Толдот.ру, рава Реувена Пятигорского
Рав Ханох Теллер,
из цикла «Рассказы Ханоха Теллера»
История о бокале для кидуша
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Запрет злословия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Реувен Куклин
Запрет прелюбодеяния — один из наиболее серьёзных запретов в Торе
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?