Темы: Подсознание, Виленский Гаон, Рав Реувен Куклин, Сны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Что сказано в Торе (если вообще сказано) о снах, как к ним нужно относиться? Заранее Спасибо! С уважением Анна Ф.
Уважаемая Анна!
В Танахе мы находим противоречивое, на первый взгляд, отношение к снам. С одной стороны в Хумаше (Бэмидбар 12:6) сказано, что Всевышний говорит с пророками через сны. Отсюда ясно, что сон сообщает истинные сведения. С другой стороны, пророк Зхарья говорит (10:2): «…и сновидения ложные (ложное) рассказывают». Т.е. сны лживы.
Разрешение этого противоречия следующее: каждый сон состоит из двух компонентов — истинная часть и ложная часть. И так сказали мудрецы: «Как невозможно быть зерну без соломы, так невозможно сну быть без пустых вещей». И сказано (Талмуд, Брахот 55а): «Сказал рабби Берахья: сон, хотя и исполняется небольшая часть его, целиком не исполняется».
Сон — одна шестидесятая пророчества
В Талмуде (Брахот 57 б) сказано: «Сон — одна из шестидесяти частей пророчества». Имеется в виду, что сон чем-то напоминает пророчество. Материальная жизнь человека мешает ему постигать многие истины. Когда человек спит, он отдаляется от материальной жизни, и благодаря этому может постичь некоторые духовные истины.
Более того, известно, что праведники постигают многие истины Торы именно во сне. Виленский Гаон сказал как-то, что Творец создал сон, прежде всего, для того, чтобы праведники могли постигать эти истины.
В предисловии к книге комментариев Виленского Гаона, Сифра де-Цниута, пишет рав Хаим из Воложина, что ему ясно: его учитель (Виленский Гаон) каждую ночь получал с Небес глубокие знания о Торе. Он рассказывает также:
Однажды, в первый день Песаха у Гаона Рабейну Элиягу сидели двое из его самых выдающихся учеников. Они знали, что его путь в исполнении заповедей состоит в увеличении радости, что он всегда необыкновенно радуется и веселится в праздник, как заповедано нам Торой Всевышнего, благословенно Имя Его. И когда они увидели в тот раз, что радость его не полна, как обычно, спросили его об этом, но он не хотел отвечать. Однако они очень просили, и он не смог умолчать. Сказал: «Вынужден я открыться вам, чего обычно не делаю, чтобы выполнить совет мудрецов: «Если есть тревога в сердце человека, пусть поведает о ней другим». Этой ночью пришёл ко мне пророк Элиягу, и открыл мне множество невероятных вещей и новых смыслов стиха «поднимайтесь, вот, на юг…» (Бэмидбар 13, 17). И когда я встал утром, то от огромной радости не смог сдержать себя и подумал о них до того, как произнёс благословение на изучение Торы. И был наказан тем, что они немедленно исчезли [из моей памяти], и вот их нет». И ученики утешили его, и произнесли благословение, чтобы Всевышний, благословен Он, вернул нашему учителю потерянное. И через какое-то время спросили его, возвращена ли уже его потеря, и он ответил: «Слава Б-гу, что мне это было открыто снова, и там две тысячи двести шестьдесят аспектов».
Сны — лгут
С другой стороны, сны являются продолжением наших мыслей, которые приходят к нам на протяжении дня. Поэтому говорят мудрецы (трактат Брахот, там же): «Не показывают человеку (во сне) ничего, кроме мыслей его сердца». Это те сны, в которых нет правды.
Однако и в этих снах есть польза для нас — они побуждают нас обратить внимание на мысли, которые мелькают у нас в голове на протяжении дня, и мы не обращаем на них внимания.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Что такое сон?
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Михаэль Мирлас
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Хаим Фридляндер
Это послание Виленский Гаон написал своей жене перед отъездом в землю Израиля (он вернулся, по неизвестным нам причинам, не добравшись туда).
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Захария Матитьяу,
из цикла «О душе»
Рав Бенцион Зильбер
Как сделать так, чтобы страшный сон предвещал добро?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Рав Александр Стрельцов,
из цикла «Короткие упражнения для души»
Рав Мендель Агранович
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его