Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Йехезкель»
Темы: Дурное начало, Дождь, Египет, Фараон, Пророки, Молитва, Рав Хаим Бурштейн, Упрек, Книга Йехезкель
Египет — место, исключающее молитву. День рождения фараона. Египетская нечистота не позволяет раскрытию истинной реальности. Принятие увещевания — необходимое условие исправления пороков сердца
Очередная лекция цикла рава Хаима Бурштейна «Пророк Йехезкель» посвящена 30-й, 31-й и частично — 32-й главам, в которых говорится о гибели египетской цивилизации. Для понимания того, чем был древний Египет, нужно разъяснить метафору пророка Йехезкеля о фараоне: это крокодил, который говорит, что ему принадлежит река Нил, в которой он лежит, и более того — он сам себя создал. Фараон возомнил себя божеством, и учителя Мусара призывают нас не уподобляться этому крокодилу.
Египет — это место, исключающее молитву, там не происходила связь между Высшими и Низшими мирами. Мудрецы Тайного Учения, кабалы, передают суть Египта так: корона Египта — это нечистота Мицраима (Мицраим — Египет). Нечистота Египта настолько захлестывает и сковывает человека, что не позволяет ему раскрыть истинную реальность. Нечистота Египта выражается в лозунге, который в Египте раскрывался в небывалой мере: «Есть только я, и нет ничего, кроме меня». Если смотреть на Б-га через призму своего «я», Б-га не увидишь, Он заслоняется материальным, телесным, ради которого живёт человек с такими взглядами.
Народы Ближнего Востока поклонялись различным идолам, но при этом признавали существование Б-га Б-гов. И только египетский фараон говорил: «я не знаю Б-га». В каждом из нас живет маленький фараончик, который говорит, что Б-га нет, а «Я» (для каждого — своё) является центром мироздания. При этом, говоря, что он создал сам себя, фараон понимал, что не вечен, и что у него были предшественники. Не зря единственный день рождения, про который говорится в Танахе, — это день рождения фараона.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Книга Берешит»