Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Йехезкель»
Темы: Рав Хаим Бурштейн, Еврейская притча, Книга Йехезкель
Притчи Танаха. Особенности Ливанского кедра. Символ скорости орла в иудаизме
На этой лекции цикла рава Хаима Бурштейна «Пророк Йехезкель» разбирается 17 глава. Здесь пророк снова приводит притчу, но на этот раз она обращена к Вавилонским изгнанникам. Люди не любят прямых укоров и увещеваний, но им легче воспринять урок, выраженный косвенно, – как в этой притче о двух ширококрылых орлах, кедре и виноградной лозе.
Комментаторы раскрывают нам, что «орел» здесь – это Невухаднеццар, который перенес «верхние побеги кедра», то есть царя Иудеи Йехинию, в Вавилон, а на его место посадил «новое дерево», то есть царя Цидкияу «из семени земли», который имел шанс стать «виноградной лозой», но превратился в «негодную иву», то есть в такую, которая не подходит для исполнения заповеди «четырех растений» в праздник Суккот.
Виноградная лоза – это символ еврейского народа; она не обладала мощью кедра, зато обладала способностью давать плоды: царь Цидкияу был праведен, и его царство могло бы давать плоды, если бы министры Иудеи его слушались.
Второй орел, большекрылый и многоперый, – это Египет, для которого уже завершился период могущества на Древнем Востоке. И не стоило виноградной лозе приклонять к нему свои корни и простирать к нему свои ветви – ведь это привело к отсыханию листьев лозы, то есть к осаде Иерусалима, его разрушению и запустению.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»