Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Ирмияу»
Темы: Рав Хаим Бурштейн, Книга Ирмияу
Будучи сыном первосвященника, Ирмияу приходит к Храмовым воротам. Он напоминает людям об определенных правилах посещения этого места.
На этой лекции цикла рава Хаима Бурштейна по книге Пророка Ирмияу изучается 7-я глава книги. Люди приходят в Храм, а в воротах стоит Ирмияу и провозглашает народу Слово Г-сподне.
В первую очередь, пророк призывает людей исполнять заповеди по отношению к ближнему (а не к Вс-вышнему). Суть того, чтобы быть человеком, созданным по образу Б-га, – это жить с намерением давать, а не с намерением брать. Тогда человек становится соучастником Творения. Кроме предписывающих и запрещающих заповедей, отдельно существует заповедь милосердия по отношению к ближнему.
Мидраш говорит, что в час, когда Б-г создавал человека, ангелы спорили, нужно ли его создавать. Этот спор вечен, и человек был создан в условиях конфликта ангелов, одни из которых говорили, что, имея Б-жественную душу и физическое тело, человек не имеет права на существование; а другие утверждали, что человек будет делать хесед, милосердие, в этом мире, поэтому он имеет право на существование. Перед разрушением Храма конфликт между возвышенным и приниженным в человеке оказался таким, что человек стал недостоин связи с Б-гом в Иерусалимском Храме.
Проявлять хесед, милосердие, – это уменьшить страдания человека и этим помочь ему включиться в созидательное строительство в этом мире. Три принципа хеседа: нужно относиться к еврею как ближнему, а не как к безликому объекту; не имеет значения, как этот ближний относится к нам; нужно развить в себе свойства милосердия, чтобы почувствовать, что необходимо ближнему, а не что было бы необходимо нам самим, окажись мы в похожей ситуации.
«Разве пещерой разбойников стал в глазах ваших дом этот, названный именем Моим?» – Храм превратился в прибежище беглых преступников, и Врата Молитвы закрылись. Эти врата закрыты до сих пор – открыты только Врата Плача, то есть Небесные Врата открываются только если человек действительно раскаивается.
Рав Авраам Фридман,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»
Рав Реувен Куклин,
из цикла «Книга Берешит»