Рав Хаим Бурштейн, из цикла «Пророк Ирмияу»
Темы: Рав Хаим Бурштейн, Книга Ирмияу
Предназначение пророков — увещевать народ Израиля. В Торе подробно объясняется реализация этой миссии.
Тема третьей лекции цикла рава Хаима Бурштейна по книге Пророка Ирмияу – увещевания пророка Ирмияу. Не каждому дано умение убеждать людей так, чтобы они захотели измениться, – хотя это заповедь Торы: увещевать ближнего, если он заблуждается.
Вторая глава начинается со слов: «И было сказано мне слово Г-сподне: Иди и возгласи в слух Йерушалаима, говоря: так сказал Г-сподь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной». Здесь идет речь о той близости между Вс-вышним и Его народом, который был в пустыне после выхода из Египта.
«Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня?» Комментаторы объясняют: в Торе нет прав – в ней есть только обязанности. Если бы люди не увидели, что это – Истина, они никогда не приняли бы сразу 613 ограничений, как это сделали евреи у горы Синай.
В этом мире человек может жить либо с мотивацией давать – тогда он светит; или с мотивацией давать – и тогда он сеет тьму. Евреи пришли в Землю Израиля и осквернили ее, привели в состояние мерзости. Пророк приводит четыре группы лидеров: мудрецы Торы, священники, цари и пророки, – и все они оказались разъедены той суетой, которая привела мир к большому сбою. Тору учили только устами, и учение не проникало в сердца людей. Люди оставили источник воды (Тору) и делали себе корыто в земле, которое треснуло, и вода из него вытекла.
Пророк даже показал людям баночку с маном, чтобы продемонстрировать, что делает Слово Б-га. Общество разделилось на три группы: одни считали, что такого величия им никогда не достичь, вторые – что они достигнут его путем сочетания старых путей и новых, реформированных, тенденций, а для третьих тема Б-га вовсе потеряла значение.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, рав Бенцион Зильбер»