Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

По завершении междоусобной войны в стране началась засуха, которая повторилась три года подряд. Наступил страшный голод. Давид обратился с мольбой к Творцу, вопрошая его о причинах этой беды, и ответ, переданный через урим ветумим, гласил: «За Шауля» — т.е. за то, что царь Шауль был похоронен без соответствующего почета (II Шмуэль 21:1, Раши и Мецудат Давид; Седер олам раба 14; Йевамот 78б-79а, Раши;Бемидбар раба 8:4). Взяв с собой крупнейших мудрецов и воевод, Давид разыскал останки царя Шауля и своего друга Йонатана, и с почетом похоронил их возле Иерусалима, в пределах их колена Биньямина — и засуха прекратилась (II Шмуэль 21:12—14, Мальбим).

В этот период филистимляне вновь напали на ослабленную междоусобной войной и голодом страну. Давид сам вышел на битву, но в ходе сражения устал и ослаб, и лишь мужество одного из воевод спасло ему жизнь. Тогда воины поклялись Давиду: «Не выйдешь ты больше на войну, чтобы не погас светильник Израиля» (II Шмуэль 21:15—17; I Диврей аямим 20:4—8).

После войны и трех лет голода Давид повелел своему военачальнику Йоаву произвести полный подсчет жителей страны. Через девять месяцев и двадцать дней Йоав, обошедший со своими помощниками всю страну, сообщил царю итоги подсчета: в Иудее осталось пятьсот тысяч боеспособных воинов, а в северных коленах — восемьсот тысяч. Однако, завершив подсчет, Давид почувствовал, что совершил грех перед Б-гом (IIШмуэль 24:1—10) — ведь люди были пересчитаны поголовно, а не по половине шекеля, как заповедано в Торе (см. Мецудат Давид, I Диврей аямим 21:7; Мальбим, II Шмуэль 24:2). Царь попросил Б-га о нисхождении. Но наутро в стране начался мор, за три часа погубивший около 70 тысяч человек (II Шмуэль 24:10-15; Пиркей дераби Элиэзер 43). В тот час Давид увидел над Иерусалимом ангела смерти, поражающего народ, и в ужасе содрогнулся (там же 24:17; Пиркей дераби Элиэзер 43). Кровь застыла в его жилах, и после этого он уже не мог согреться до конца своей жизни (Шохер тов 18:30). Давид в горе разорвал на себе одежды, посыпал голову пеплом и распростерся в покаянной молитве перед Ковчегом Завета (Пиркей дераби Элиэзер 43). Царь сказал Творцу: «Вот, я согрешил, я провинился, а эти овцы, что они сделали?! Пусть же будет рука Твоя на мне и на моем доме» (II Шмуэль 24:17).

В тот же день пророк Гад повелел Давиду поставить жертвенник Творцу на гумне йевусея Аравены, которое было расположено на горе Мория. Царь купил у Аравены это гумно и поле вокруг него (II Шмуэль 24:18—24,Мецудат Давид). Там Давид обнаружил жертвенник, на котором приносили жертвы еще Адам — Первый Человек, Ноах (см.) и праотец Авраам (Псикта рабти 43). И когда царь принес на нем жертвы всесожжения и мирные жертвы, мор прекратился (II Шмуэль 24:25). Творец ответил ему огнем с небес на жертвенник всесожжения, и сказал Давид: «Это дом Б-га» (I Диврей аямим 21:26, 22:1). Он сразу же начал отмерять и говорить: «Отсюда и досюда — двор Храма, отсюда и досюда — Святая Святых» (Псикта рабати 43).

Во время вознесения этой жертвы Давид сложил торжественный псалом, начинающийся словами: «Б-гу принадлежит земля и всё, что на ней, Вселенная и ее обитатели» — этот псалом он предназначил для того, чтобы его пели левиты при внесении Ковчега Завета в Святая Святых будущего Храма (Теилим 24:1, Радак).

12. Мятеж Адонии и воцарение Шломо

В последний год жизни Давид начал многочисленные приготовления к возведению Храма. «Мой сын Шломо — юн и слаб, а дом, который предстоит возвести для Б-га, должен стать величественным и прославленным во всем мире, — говорил Давид. — Буду заготовлять для него». По его приказу каменотесы вырубали и обтесывали каменные блоки. Было заготовлено много кедровых стволов, а также медь и железо для гвоздей и креплений (I Диврей аямим 22:2—5).

По приказу Давида был заложен фундамент будущего строения (Шир аширим раба 1:6). Тогда же он установил 24 смены коэнов и левитов для служения в Святилище (там же 14; Таанит 27а; Бемидбар раба 3:10;Седер адорот 2892).

Вместе с пророками Гадом и Натаном царь разработал подробнейший проект будущего Храма (Седер олам раба 20). Призвав к себе сына Шломо, Давид разъяснил ему разработанный проект и повелел осуществить его (I Диврей аямим 22:6—19; Зоар 2, 164а).

Царь взял для Шломо жену — аммонитянку Нааму. В 2923 году /837 до н.э./ у них родился сын Рехавам, и Давид еще успел понянчить этого внука (Седер олам раба 16, Йемот олам 1; Йевамот 77а).

В последние месяцы жизни царь настолько ослаб, что не покидал своей комнаты во дворце. За ним ухаживала девушка по имени Авишаг, но женой царю она не стала (I Мелахим 1:1—4, Радак; Санхедрин 22а).

Однажды к Давиду пришла его жена Бат-Шева и сообщила, что Адония, его следующий по старшинству сын после Авшалома, провозгласил себя царем — вопреки клятве Давида о том, что его наследником станет Шломо. Вслед за Бат-Шевой пришел и пророк Натан, подтвердивший эту дурную весть. И тогда Давид повелел Натану и коэну Цадоку в тот же день помазать Шломо на царство и, протрубив в шофар, провозгласить: «Да здравствует царь Шломо!» Это повеление Давида было исполнено (I Мелахим 1:11—39, Радак). Давид низко поклонился, сказав: «Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, который дал мне сегодня увидеть сидящего на моем престоле!» (I Мелахим 1:48).

Этому торжественному событию Давид посвятил свой последний псалом, названный им «К Шломо». «Он будет властвовать от моря до моря и от реки до окраин земли, — с надеждой предрек Давид. — …И склонятся перед ним все цари, все народы будут ему служить, ибо он спасет возопившего бедняка и обездоленного — того, кому некому помочь. …И будет обильный урожай в стране — до вершин гор. Зашумят нивы, как лес в Ливане, и цвести будут его города, как трава на лугах. Навечно под солнцем возвеличится его имя, благословятся в нем все народы и восславят его» (Теилим 72:1—20, Мецудат Давид).

с разрешения издательства Швут Ами


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше