Из цикла «Хроника поколений», темы: Шломо, Храм, Иерусалим, Царь Давид, Александр Кац, Цари Израиля
По завершении междоусобной войны в стране началась засуха, которая повторилась три года подряд. Наступил страшный голод. Давид обратился с мольбой к Творцу, вопрошая его о причинах этой беды, и ответ, переданный через урим ветумим, гласил: «За Шауля» — т.е. за то, что царь Шауль был похоронен без соответствующего почета (II Шмуэль 21:1, Раши и Мецудат Давид; Седер олам раба 14; Йевамот 78б-79а, Раши;Бемидбар раба 8:4). Взяв с собой крупнейших мудрецов и воевод, Давид разыскал останки царя Шауля и своего друга Йонатана, и с почетом похоронил их возле Иерусалима, в пределах их колена Биньямина — и засуха прекратилась (II Шмуэль 21:12—14, Мальбим).
В этот период филистимляне вновь напали на ослабленную междоусобной войной и голодом страну. Давид сам вышел на битву, но в ходе сражения устал и ослаб, и лишь мужество одного из воевод спасло ему жизнь. Тогда воины поклялись Давиду: «Не выйдешь ты больше на войну, чтобы не погас светильник Израиля» (II Шмуэль 21:15—17; I Диврей аямим 20:4—8).
После войны и трех лет голода Давид повелел своему военачальнику Йоаву произвести полный подсчет жителей страны. Через девять месяцев и двадцать дней Йоав, обошедший со своими помощниками всю страну, сообщил царю итоги подсчета: в Иудее осталось пятьсот тысяч боеспособных воинов, а в северных коленах — восемьсот тысяч. Однако, завершив подсчет, Давид почувствовал, что совершил грех перед Б-гом (IIШмуэль 24:1—10) — ведь люди были пересчитаны поголовно, а не по половине шекеля, как заповедано в Торе (см. Мецудат Давид, I Диврей аямим 21:7; Мальбим, II Шмуэль 24:2). Царь попросил Б-га о нисхождении. Но наутро в стране начался мор, за три часа погубивший около 70 тысяч человек (II Шмуэль 24:10-15; Пиркей дераби Элиэзер 43). В тот час Давид увидел над Иерусалимом ангела смерти, поражающего народ, и в ужасе содрогнулся (там же 24:17; Пиркей дераби Элиэзер 43). Кровь застыла в его жилах, и после этого он уже не мог согреться до конца своей жизни (Шохер тов 18:30). Давид в горе разорвал на себе одежды, посыпал голову пеплом и распростерся в покаянной молитве перед Ковчегом Завета (Пиркей дераби Элиэзер 43). Царь сказал Творцу: «Вот, я согрешил, я провинился, а эти овцы, что они сделали?! Пусть же будет рука Твоя на мне и на моем доме» (II Шмуэль 24:17).
В тот же день пророк Гад повелел Давиду поставить жертвенник Творцу на гумне йевусея Аравены, которое было расположено на горе Мория. Царь купил у Аравены это гумно и поле вокруг него (II Шмуэль 24:18—24,Мецудат Давид). Там Давид обнаружил жертвенник, на котором приносили жертвы еще Адам — Первый Человек, Ноах (см.) и праотец Авраам (Псикта рабти 43). И когда царь принес на нем жертвы всесожжения и мирные жертвы, мор прекратился (II Шмуэль 24:25). Творец ответил ему огнем с небес на жертвенник всесожжения, и сказал Давид: «Это дом Б-га» (I Диврей аямим 21:26, 22:1). Он сразу же начал отмерять и говорить: «Отсюда и досюда — двор Храма, отсюда и досюда — Святая Святых» (Псикта рабати 43).
Во время вознесения этой жертвы Давид сложил торжественный псалом, начинающийся словами: «Б-гу принадлежит земля и всё, что на ней, Вселенная и ее обитатели» — этот псалом он предназначил для того, чтобы его пели левиты при внесении Ковчега Завета в Святая Святых будущего Храма (Теилим 24:1, Радак).
В последний год жизни Давид начал многочисленные приготовления к возведению Храма. «Мой сын Шломо — юн и слаб, а дом, который предстоит возвести для Б-га, должен стать величественным и прославленным во всем мире, — говорил Давид. — Буду заготовлять для него». По его приказу каменотесы вырубали и обтесывали каменные блоки. Было заготовлено много кедровых стволов, а также медь и железо для гвоздей и креплений (I Диврей аямим 22:2—5).
По приказу Давида был заложен фундамент будущего строения (Шир аширим раба 1:6). Тогда же он установил 24 смены коэнов и левитов для служения в Святилище (там же 14; Таанит 27а; Бемидбар раба 3:10;Седер адорот 2892).
Вместе с пророками Гадом и Натаном царь разработал подробнейший проект будущего Храма (Седер олам раба 20). Призвав к себе сына Шломо, Давид разъяснил ему разработанный проект и повелел осуществить его (I Диврей аямим 22:6—19; Зоар 2, 164а).
Царь взял для Шломо жену — аммонитянку Нааму. В 2923 году /837 до н.э./ у них родился сын Рехавам, и Давид еще успел понянчить этого внука (Седер олам раба 16, Йемот олам 1; Йевамот 77а).
В последние месяцы жизни царь настолько ослаб, что не покидал своей комнаты во дворце. За ним ухаживала девушка по имени Авишаг, но женой царю она не стала (I Мелахим 1:1—4, Радак; Санхедрин 22а).
Однажды к Давиду пришла его жена Бат-Шева и сообщила, что Адония, его следующий по старшинству сын после Авшалома, провозгласил себя царем — вопреки клятве Давида о том, что его наследником станет Шломо. Вслед за Бат-Шевой пришел и пророк Натан, подтвердивший эту дурную весть. И тогда Давид повелел Натану и коэну Цадоку в тот же день помазать Шломо на царство и, протрубив в шофар, провозгласить: «Да здравствует царь Шломо!» Это повеление Давида было исполнено (I Мелахим 1:11—39, Радак). Давид низко поклонился, сказав: «Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, который дал мне сегодня увидеть сидящего на моем престоле!» (I Мелахим 1:48).
Этому торжественному событию Давид посвятил свой последний псалом, названный им «К Шломо». «Он будет властвовать от моря до моря и от реки до окраин земли, — с надеждой предрек Давид. — …И склонятся перед ним все цари, все народы будут ему служить, ибо он спасет возопившего бедняка и обездоленного — того, кому некому помочь. …И будет обильный урожай в стране — до вершин гор. Зашумят нивы, как лес в Ливане, и цвести будут его города, как трава на лугах. Навечно под солнцем возвеличится его имя, благословятся в нем все народы и восславят его» (Теилим 72:1—20, Мецудат Давид).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.