Из цикла «Хроника поколений», темы: Диаспора, Рав Александр Кац, 12 колен Израиля, Дан
Дан бен Яаков (דן; 2195—2320 гг. /1565—1440 гг. до н.э./) — пятый сын праотца Яакова (см.); один из родоначальников народа Израиля.
Родился в Харане 9 элуля 2195 года (Берешит 30:5—6; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Он был первенцем Билы, служанки Рахели, которую Рахель дала в жены Яакову (Берешит 30:3—4).
Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).
Женился на моавитянке Афлалат, дочери Хамудана (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). В течение долгих лет у них не было детей, а затем родился единственный сын, которого назвали Хушим; у него было и второе имя — Шухам (Берешит 46:23; Бемидбар 26:42, Раши; Сефер аяшар, Вайешев). Согласно большинству версий, именно Хушим убил Эсава, который препятствовал погребению Яакова в пещере Махпела (Сота 13а; Сефер аяшар, Ваехи; Ялкут Шимони 162). А по версии некоторых комментаторов, Хушим лишь ранил Эсава, но смертельный удар нанес ему Йеуда (см.) (Тосафот, Гитин 55б).
Дан умер в Египте в 2320 году /1440 г. до н.э./ в возрасте 125 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Саркофаг с его телом был вынесен из Египта его потомками в день исхода, а после завоевания земли Израиля погребен в наделе его колена — в городке Эштаоль (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).
И хотя всё колено потомков Дана происходило от его единственного сына, тем не менее, оно стало вторым по величине после колена Йеуды, и при выходе из Египта насчитывало шестьдесят две тысячи семьсот мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:38—39), а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи четыреста (там же 26:42—43).
К колену Дана относился искусный мастер Оолиав, сын Ахисамаха, который был ближайшим помощником Бецалеля (см.) при изготовлении Шатра Откровения и всех его принадлежностей (Шмот 31:6).
Стан Дана располагался к северу от Шатра Откровения, и выступал в путь последним, помогая в дороге ослабевшим и отстающим (там же 2:25—31, 10:25, Даат зкеним). Знамя колена Дана было цвета сапфира, и на нем — изображение змеи (Бемидбар раба 2:7). Ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «…Будет Дан змеем на дороге» (Берешит 49:17). В этих словах содержался намек на потомка Дана, судью Шимшона (см.), возглавлявшего борьбу народ Израиля против филистимлян (см. Шофтим 13:1—16:31), — он будет разить врагов подобно могучему змею (Ункелус, Берешит 49:17).
При разделе земли потомки Дана получили надел у Средиземного моря, в центре страны, в районе городов Яффо и Бней-Брак. Но кнаанцы, прежде населявшие эту землю, сумели вытеснить их с предназначенного участка. И тогда потомки Дана ушли на север страны, где отвоевали у финикийцев крупный город Лешем, называемый также Лаиш. Они поселились в нем, назвав этот город «Дан» — в честь основателя своего колена (Йеошуа 19:40-48; Шофтим 1:34, 18:27—29).
В 2964 году /796 до н.э./ еврейское государство раскололось на два царства: южное — Иудея и северное — Израиль, к которому отошло колено Дана. И чтобы евреи из северных колен перестали совершать паломничество в Иерусалимский Храм, царь Израиля Яровам установил в Дане золотого тельца (I Мелахим 12:27—29). И тогда, согласно преданию, часть колена Дана восстала против царя-идолопоклонника, а затем бежала в Египет, позднее поселившись еще южнее — в стране Куш (Эфиопия). Впоследствии, после изгнания десяти северных колен, к потомкам Дана присоединились также беженцы из колен Нафтали, Гада и Ашера, и вместе они создали там еврейское государство (Сефер Эльдад аДани; Седер адорот).
В 4640 году /ок. 880 г. н.э./, через полтора тысячелетия после изгнания северных колен, еврейские общины Вавилона (Ирака), Северной Африки и Испании посетил путешественник из страны Куш р. Эльдад аДани, который, по его словам, принадлежал к колену Дана. Он рассказал, что эти четыре колена до сих пор живут в независимом государстве — «на них нет ярма других народов, но только — ярмо Торы». У них есть весь Танах, но они не читают «Свиток Эстер» в Пурим, поскольку не были свидетелями того чуда. Им неизвестны имена мудрецов Мишны и Талмуда, а все законы Устной Торы они передают так: «Сказал Йеошуа бин Нун от имени Моше, услышавшего из уст Б-га». У них есть суд Торы, который уполномочен приговаривать даже к четырем видам смертной казни. Они говорят только на святом языке (иврите) (Сефер Эльдад аДани; р. Менаше бен Исраэль, Миквэ Исраэль 28—29; Хипус асерет ашватим с. 1—15).
На свидетельства Эльдада аДани ссылались такие выдающиеся мудрецы Торы, как р. Хисдай Ибн Шапрут, р. Моше Даршан, р. Авраам бар Давид (Раавад), р. Давид Кимхи (Радак), р. Авраам, сын Рамбама и многие другие (Миквэ Исраэль 28; Энциклопедия левейт Исраэль т. 2). Рассказ об его путешествии был впервые опубликован на святом языке в 5240 году /1480 г./, а затем многократно переиздавался, в том числе и на других языках: на латыни, на арабском языке, на языке идиш и т.д. (русский перевод этой книги был включен в издание «Три еврейских путешественника. Вениамин Тудельский, Петахий Регенсбургский, Эльдад аДани», СПб, 1881).
Через три века после р. Эльдада аДани другой знаменитый еврейский путешественник Биньямин из испанского города Туделы засвидетельствовал в своей книге Сефер амасаот, что обнаружил в персидской провинции Нашпур еврейское государство, населенное представителями колен Дана, Ашера, Звулуна и Нафтали, — и возможно, речь идет о той части колена Дана, которая была изгнана ассирийцами вместе с остальными северными коленами.
В 5593 /1833/ году удалось обнаружить еще одну нить, ведущую к потомкам колена Дана, когда глава иерусалимской общины р. Исраэль из Шклова направил своего ученика р. Баруха из Пинска на поиск «десяти потерянных колен», часть из которых обитала, по имеющимся сведениям, в труднодоступных пустынях Аравийского полуострова. Достигнув столицы Йемена Саны, р. Барух отправился вглубь пустыни, по направлению к городку Хайдан, где, по мнению раввинов Йемена, действительно, обитали потомки колена Дана. В пустыне экспедиция р. Баруха встретила пастуха, сообщившего, что он из колена Дана. Однако пастух отказался проводить их в свой стан, но лишь согласился передать главе своего колена письмо от р. Исраэля из Шклова. Вскоре р. Барух был убит по приказу имама Йемена, и едва наметившаяся связь оборвалась (Везэ шаар ашамаим с. 229—230; Хипус асерет ашватим с. 183—184).
В 5733 /1973/ году главный сефардский раввин Израиля р. Овадья Йосеф вынес алахическое постановление, в котором признал эфиопское племя фалашей, соблюдавшее до наших дней многие законы Торы, потомками колена Дана, и призвал всячески способствовать их возвращению на Святую Землю — но далеко не все авторитетные законоучителя поддержали это решение. В последующие годы большинство представителей этого племени было репатриировано в Израиль, где они прошли «гиюр из сомнения» (Энциклопедия левейт Исраэль т. 17, с. 141).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»