Подготовка к свадьбе — это волнующий и радостный процесс, в который вовлечены и жених с невестой, и их семьи. В подготовке не так важна техническая сторона, как духовная, ведь свадьба — это соединение двух душ для дальнейшего совместного служения Творцу. В процессе подготовки к свадьбе будущие муж и жена изучают законы семейной чистоты, учатся проявлять симпатию, уважение и внимание друг к другу, молятся и постятся, стараются умножить свои заслуги — и этим закладывают прочный фундамент для малого Храма — семьи. В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к свадьбе в традиционных семьях. В среде баалей тшува вся подготовка часто ложится на плечи жениха и невесты.
Оглавление
Ворт [↑]
Сразу после того, как молодой человек сделал девушке предложение, в доме невесты собираются ближайшие родственники с обеих сторон, накрывают стол легкими закусками, общаются, знакомятся и пьют «лехаим» — это мероприятие называется идишским словом «ворт» «слово», то есть сторона жениха и сторона невесты как бы дают друг другу слово о том, что молодые люди поженятся.
Жених в этот день обычно преподносит невесте недорогое украшение, а гости (семья жениха) приносят букет, бутылку виски и т.п. После ворта весть о будущей свадьбе распространяется с невероятной скоростью — и начинается подготовка к свадьбе.
Эрусин [↑]
Эрусин обычно проводится через несколько дней после ворта по месту жительства невесты. Для этой цели заказывают зал (если в доме невесты есть место — то можно и дома) и приглашают более широкий круг родственников и друзей. Жених и невеста обмениваются подарками, часто дарят что-то молодым и родители. Подарок обычно выбирает тот, кому он предназначен, исходя из своих предпочтений и финансовых возможностей дарящей стороны.
Во время эрусин составляется договор между родителями жениха и невесты. Обычно для этого используют готовый бланк, в который вносятся дата, имена родителей, жениха и невесты, гарантов и свидетелей. После того, как свидетели оставляют свои подписи, на женской половине разбивают глиняную или керамическую тарелку — в память о разрушенном Храме.
Предсвадебные испытания [↑]
Жениху и невесте до свадьбы еще предстоит узнавать друг друга лучше, изучать особые качества души, согласовывать ценности и планы, вместе искать способы и пути комфортного: и в материальном и в духовном смысле — сосуществования. Планирование всех деталей свадьбы будет для них одним из первых испытаний: станет ли оно причиной раздоров между будущими супругами — или научит их слушать, вникать, искать компромиссы?
Надо помнить о том, что при встречах очень важно соблюдать дистанцию — запреты уединения, прикосновения продолжают действовать вплоть до объявления молодых мужем и женой.
При общении надо остерегаться разговоров на интимные темы. Если парень и девушка очень любят друг друга, испытывают сильные чувства и при этом часто встречаются или разговаривают по телефону, их взаимное притяжение возрастает, и они могут перейти границу разрешённых добрачных отношений.
Поэтому после того, как молодые люди решают пожениться, в религиозном мире принято встречаться не чаще, чем два раза в неделю в людных местах, по телефону разговаривать тоже не очень долго, чтобы сохранить необходимую до свадьбы дистанцию. Очень часто в период между решением пожениться и самой свадьбой у парня и девушки возникает сильное напряжение, связанное с большим притяжением друг к другу, и бывает, что это становится причиной ссор, обид или даже, не дай Б-г, разрыва отношений.
Эти несколько недель между помолвкой и свадьбой — всегда период очень большого напряжения: физического, морального, душевного. В это время могут подняться какие-то страхи (обоснованные и не очень), обостриться отношения между женихом и невестой. Бывает, этому обострению способствует и вмешательство родителей с обеих сторон.
Из-за этого напряжения в предсвадебный период жених с невестой много ссорятся. Конфликты и ссоры — это часть будущей семейной жизни. Очень важно проанализировать их причину: отражают ли они расхождения в отношении к жизни в целом или только в конкретной ситуации? Умеет ли жених (невеста) правильно выйти из конфликта, насколько каждый из них гибок, насколько ему удается признать свои ошибки, способен ли прощать?
Несколько особенных недель [↑]
После того, как прозвучали многоголосые «мазлтовы», жених и невеста обычно тут же окунаются во «взрослый» мир заказов, покупок, доставок… Техническую подготовку к свадьбе начинают с выбора и заказа зала, где будет проводится торжество — и этим открывают череду бесконечных организационных моментов: меню, приглашения, мебель, свадебное платье, кольцо, приданное…
Одним парам в этом много помогают родители, а другие должны все делать сами. Прическу, платье и приданное невеста обычно выбирает вместе с мамой, сестрой или подругой. Квартирой, обстановкой, залом и другими вопросами лучше заниматься будущим супругам вместе.
Наполняя свой будущий дом предметами и выбирая цветовую гамму для оформления зала, жених и невеста чувствуют, что этим приближают тот день, когда они наконец-то станут мужем и женой — и будут счастливы!
Счастливы?.. За этими волнительными хлопотами иногда забывается главное: что цель этого наиважнейшего события — соединение двух душ. Свадьба знаменует собой не просто переход к совместному проживанию, но — начало нового периода духовной жизни двух людей.
Тем более — если речь идет о еврейской паре, вся цель объединения которой заключается в реализации совместной работы в служении Вс-вышнему. Поэтому, кроме технической подготовки к свадьбе, — требуется и интенсивная духовная подготовка, которая заложит фундамент семейной жизни. Для этого есть книги, уроки, консультации с учителями Торы и специально подготовленными для этого еврейскими религиозными специалистами.
«Не входи в свой дом неожиданно…» [↑]
Наши мудрецы сравнивают поведение Первосвященника в Храме с тем, как ведет себя человек в собственном доме, в его «малом святилище». «Не входи в свой дом неожиданно, — советуют они. — Хозяин дома должен следовать примеру Первосвященника и заранее оповещать домочадцев о своем приходе».
В соответствии с этим принципом, мужчина и женщина, начинающие семейную жизнь, не должны «входить неожиданно» в новую для них сферу жизни. Другими словами, невозможно включиться в семейную жизнь без предварительной подготовки, без обретения очень серьезных и необходимых знаний, которые они получат, знакомясь с законами чистоты семейной жизни.
Эти законы отражают всю многосторонность женской природы; изучая их, женщина учится лучше понимать себя и глубже вникать в правила семейной жизни, которые даны нам Вс-вышним. Важно понимать, что здесь нет ничего второстепенного; это сложнейший механизм, в работе которого нет «частностей».
В предыдущих поколениях матери сами обучали дочерей соблюдению законов чистоты семейной жизни. Теперь же мы знакомимся с этой темой на уроках, лекциях, по книгам, но ни один из этих способов не дает таких результатов, как личное общение. Невозможно целиком восполнить то, что мы утратили вместе с естественной ситуацией, когда знания передавались от матери к дочери. Изучение законов чистоты семейной жизни с индивидуальной наставницей — единственный метод, который может быть сравним с передачей этих знаний от матери к дочери, столь характерной для предыдущих поколений.
Невеста будет изучать с мадрихой (наставницей) законы семейной жизни, а также самостоятельно читать материалы на эту тему, настраивать себя на должность жены, учиться проявлять симпатию, уважение и внимание к жениху. А жених будет заниматься с наставником, читать соответствующую литературу самостоятельно и настраиваться на роль мужа. Чем больше в эту подготовку «вложить» — тем лучше будет результат.
Прийти к свадьбе в чистоте [↑]
Безмерно важно прийти к свадьбе в нравственной чистоте и внутреннем равновесии. Всякая предвзятость, проникшая в супружескую спальню, сознательное или бессознательное отношение к супружеским отношениям как к греху и отождествление влечения с похотью могут лишь воспрепятствовать гармоничному объединению нравственного и плотского начала в человеке, ибо, в сущности, в дозволенных супружеских отношениях нет ничего греховного, непристойного или животного, что могло бы вызвать у человека чувство вины.
Еще прежде чем двое станут «одной плотью», каждый из двоих должен достичь мира с самим собой. Без этого нет больших шансов на достижение супружеского согласия двумя отдельными личностями. Еще до вступления в брачный союз каждый из двоих должен освободиться от превратных представлений о физической стороне любви, которые могут стать препятствием на пути к полноте и совершенству совместной жизни.
Субботы-знакомства [↑]
В первую субботу после эрусин у многих принято приглашать жениха в дом семьи невесты. Жених отправляется к будущим родственникам с небольшими подарками для всех членов семьи, включая детей. Спать жених и невеста должны в разных домах, поэтому часто договариваются с соседями, чтобы жених переночевал у них.
Во вторую субботу после эрусин невеста едет знакомиться с семьей жениха — тоже с подарками и с ночевкой у соседей.
В последнюю неделю перед свадьбой жених с невестой не встречаются и не общаются по телефону. В случае необходимости, передают друг другу вопросы через родственников. Эту неделю каждый из будущих супругов посвящает особенно углубленной духовной работе и молитве.
Шабат-хатан [↑]
В субботу перед свадьбой принято устраивать особые праздничные «мероприятия» в честь жениха. Эта суббота имеет особое название — Шабат-хатан «Суббота жениха». Есть у неё и другое название — ойфруф, что означает «вызов подняться [к Торе]».
Родственники жениха проводят эту субботу в гостях у его родителей, иногда к ним присоединяются родственники невесты. В таком случае сама невеста остается дома в компании подруг. Жениха, его папу и дедушку (а иногда и братьев) вызывают к Торе.
Жениха вызывают к Торе для чтения последнего отрывка (мафтир), а также отрывка из Пророков (афтара), а затем его забрасывают конфетами. В это время напевают специальную праздничную мелодию. После молитвы принято устраивать Кидуш в честь жениха.
Существуют несколько объяснений этого обычая:
— Раньше было принято устраивать свадьбы в пятницу, перед субботой (отчасти это объяснялось возможностью сократить расходы, совместив свадебную трапезу с субботней). Соответственно, невеста начинала отсчет семи чистых дней за неделю до этого. Таким образом, суббота перед свадьбой была своего рода началом подготовки в свадьбе. Поэтому даже сегодня, когда свадьбу устраивают и в другие дни недели, обычай радовать жениха и невесту в субботу перед свадьбой остается актуальным (Нисуин кэ-Илхатам, гл. 6, Мин-аг Исраэль Тора, 4, стр. 167 на осн. Рашбо, Мишмэрэт а-Байт, стр. 167).
— В Гемаре (Ктубот 8а) сказано, что раньше было принято произносить праздничные вставки в Зимуне — приглашении к благословению после трапезы — в доме жениха задолго до самой свадьбы, а именно с момента начала предсвадебных хлопот. И хотя со времён разрушения Храма праздничную вставку произносят только в первые семь дней после свадьбы (Шулхан Арух 62:17), мы всё же видим, что радость по поводу приближающейся свадьбы ощущается задолго до неё. Как известно, свадьба является одним из самых радостных событий в жизни человека, ведь только вступив в брак, человек может достичь совершенства. А поскольку сложно ощутить эту радость в полной мере «за один раз», следует готовиться к ней постепенно, т.е. с помощью праздничных обычаев, которые начинают соблюдать уже в субботу перед свадьбой (Шаарей Нисуин 1:2, 9).
— В Гемаре (Шабат 130а) сказано, что заповеди, которые евреи приняли с радостью (например, брит-мила — заповедь обрезания), они до сих пор выполняют с радостью. Поэтому радовать жениха и невесту — важная заповедь: помочь им начать семейную жизнь в радости. И радовать их начинают с этой предсвадебной субботы.
Пост жениха и невесты [↑]
Принято, чтобы жених и невеста постились в день своей свадьбы, поскольку в тот день им прощаются их грехи. И в молитве Минха они произносят вставку: «Ответь нам…», как во все остальные посты. Если же хупу не поставили до ночи, тогда после выхода звезд они могут чего-нибудь поесть, только не следует им пить опьяняющих напитков.
В определенные дни пост жениха и невесты отменяется (Кицур Шулхан Арух, 146), но даже в эти дни следует проследить за тем, чтобы не есть и не пить чрезмерно, особенно спиртное.
Перед тем, как войти под хупу, жених и невеста должны освятить себя, как только возможно: полностью раскаяться во всех грехах в этот день, исследовать все свои дела с рождения и до этого дня и принять твердое решение с этого дня и далее служить Б-гу истинно и цельно и быть святыми и чистыми.
Невеста и жених в день хупы считаются как бы заново рожденными и абсолютно чистыми от грехов, а, как известно, благословения праведника оказывают очень сильное положительное воздействие. Принято, чтобы невеста и жених благословляли гостей на своей свадьбе, поэтому им стоит подготовиться заранее к тому, чтобы раздавать брахот. Незамужним и неженатым дают благословение о скором нахождении своей половины, об успехе в учебе и выборе профессии; семейным — о детях, успехах в воспитании, хороших отношениях в семье, достатке и успехе; людям преклонного возраста — о здоровье и долголетии, радости от детей и внуков.
Пожертвования перед свадьбой [↑]
Получится ли у молодого человека и девушки построить счастливую семью — во многом зависит от них самих, но как же им нужна помощь Небес! В таких случаях евреи стараются умножать свои заслуги, и по обычаю, жених и невеста делают пожертвования бедным (цдака) в день свадьбы.
Обычай делать пожертвования упоминается также в книге Кав а-Йашар (гл. 10), которая во многом опирается на каббалистические источники. Там сказано: когда человек устраивает трапезу в честь какого-нибудь радостного события, например, брит-милы, бар-мицвы или свадьбы, он должен постараться пригласить и бедняков. Когда люди устраивают трапезы и радуются, не заботясь о бедных, они становятся уязвимыми для воздействия злых сил.
В наше время многие пытаются следовать этому обычаю по мере своих возможностей. Существуют даже специальные организации, которые предлагают новобрачным в день свадьбы оплатить полностью или хотя бы частично другую свадьбу паре, не имеющей достаточных средств.
Конечно, главная работа длиной в жизнь у молодой пары еще впереди. Но если они заложили прочный фундамент еще в процессе подготовки к свадьбе, они могут надеяться, что этим дали верное направление дальнейшему строительству.