«Ради того, чтобы Тора Всевышнего была в твоих устах» (13, 9).
Во времена раби Хаима из Воложина были в воложинской ешиве три ученика, которые выделялись, отличаясь от остальных.
Первый был из очень знатной семьи, которая вела свой род от великих раввинов прошлого. Второй отличался прекрасными человеческими качествами. А третий был способен день и ночь самозабвенно учить Тору.
Так случилось, что все трое попали под влияние «просвещения» (аскала) и оставили ешиву.
Рав Хаим очень сокрушался и плакал о своих учениках, молился о том, чтобы они раскаялись.
Однажды ночью к раву пришел во сне его учитель — Виленский Гаон. «Знай, сказал он ученику, что движение аскалы откусывает от нашего народа большие куски. И заслуги отцов не могут защитить, потому что все евреи — благородного происхождения, ведут свой род от Авраама, Ицхака и Яакова. И хорошие мидот, человеческие качества, тоже не защитят, потому что они не являются монополией детей Израиля. Только заслуги перед Торой могут спасти душу еврея. Тот, кто когда-то учил Тору ради нее самой и удостоился узнать ее сладкий вкус, гарантирован от духовной смерти. Тора не допустит гибели тех, кто ее учил…»
Прошло несколько лет. Раби Хаим следил за жизнью тех троих учеников. Первый совсем оторвался от своих корней и совершенно ассимилировался. Второй был всеобщим любимцем, и нееврейские друзья, окружавшие его, склонили его к христианству. Третий сделал блестящую карьеру и мог бы получить профессорское звание… если бы не был евреем. Коллеги предложили ему креститься. Но он отказался и решил уехать в Эрец Исраэль.
А перед отъездом заехал в Воложин и встретился со своим равом, чтобы получить от него благословение. Раби Хаим был очень рад увидеть своего бывшего ученика. Дал ему браху и спросил:
— Сын мой, что удержало тебя от греха?
— Однажды я оказался возле какого-то еврейского дома, и услышал доносящийся из окна голос человека, изучавшего Тору. И это был такой пленительный напев… Мне вдруг показалось — это сама Тора плачет, что я оставил ее. Тогда пробудились во мне помыслы о раскаянии, и вот я здесь…
Тора не оставляет того, кто испробовал ее на вкус, она защищает и спасает тех, кто учил ее ради нее самой…
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его