Темы: Недельная глава, Ваишлах, Терпение
«И промолчал Яаков» (32—5).
Рав Элиэзер Гордон возглавлял ешиву города Ломжа, которая была одной из крупнейших в Литве. Когда машгиах ешивы уволился в связи с преклонным возрастом, перед равом Гордоном возникла серьезная задача — найти достойную замену. Глава ешивы решил поехать в Радин, чтобы посоветоваться с Хафец Хаимом, ибо решение было судьбоносным: машгиах отвечает за учеников, их учебу и поведение в ешиве, он должен лично знать каждого из учащихся вдоль и поперек, иметь хороший контакт с каждым. От личности машгиаха многое в ешиве зависит.
Хафец Хаим подумал над вопросом и порекомендовал одного из аврехим, человека ученого, мудрого и богобоязненного.
Рав Гордон вернулся домой, но не стал сразу обращаться к тому авреху, потому что начинался праздник Суккот, было много дел, да и можно было подождать до начала нового учебного сезона.
На исходе праздника глава ешивы получил письмо от Хафец Хаима. Оно было датировано одним из дней холь а-моэда, когда писать можно только в случаях, не терпящих отлагательства. Видимо, подумал рав Гордон, у раби Исраэля Меира был именно такой случай. Хафец Хаим писал, что берет свои слова обратно и не стоит приглашать того человека на должность машгиаха.
Тогда рав Гордон собрался и снова поехал в Радин за разъяснениями: ведь тот аврех был действительно очень подходящей кандидатурой.
И Хафец Хаим объяснил:
— Этот человек, действительно, большой талмид хахам, праведен, честен и обладает страхом перед Небесами, — сказал Хафец Хаим. — Однако на днях произошел случай, который открыл мне, что он не вполне обладает одним необходимым качеством для машгиаха. Через день после твоего визита он пришел ко мне и жаловался на недостаток заработка. Причем проявил явное нетерпение и жесткость в разговоре. Я понял, что ему недостает терпения, а без этого качества быть наставником учеников ешивы невозможно…
Несмотря на то, что претендент обладал прекрасными качествами, его кандидатура была отклонена из-за недостатка терпения. Из этого мы можем сделать вывод, насколько важно это качество: ведь оно перевесило все остальные! Как оно важно для воспитания и самовоспитания…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.