Темы: Недельная глава, Гадание, Тецаве
Недельная глава начинается с заповеди, которую Ашем дает коэнам — Аарону и его сыновьям: зажигать Золотую Менору. Для нее подходило только чистейшее оливковое масло ручной выжимки, причем самые первые капли из отборных маслин.
Далее Тора говорит о том, что коэну-первосвященнику для служения в Мишкане требуется особая одежда, и объясняет, какая именно.
1. Эйфод. По форме он похож на фартук, надетый наоборот. Соткан из разноцветных нитей, на плечах — два прямоугольных оникса (драгоценных камня) в золотых оправах. На одном из них было выгравировано 6 имен родоначальников колен Израилевых, итого 25 букв. Оставшиеся 6 имен, общей длиной в те же 25 букв, были выгравированы на другом ониксе. Автор книги «Сифтей коэн» объясняет, что число 25 было выбрано неслучайно — именно столько букв есть в молитве «Шма Исраэль».
2. Хошен. Соткан из разноцветных нитей, прямоугольный, двойной. Помещался на груди коэна. Чтобы не сдвигался, существовала целая система: золотые шнуры и колечки удерживали его на месте. На хошене размещались 12 драгоценных камней в золотых оправах, на каждом — имя родоначальника одного из колен. Внутри находились урим и тумим, с помощью которых решались самые важные вопросы правопорядка.
3. Мантия. Длинная рубаха из голубой шерсти. На подоле пришиты золотые колокольчики и гранаты из разноцветных нитей.
4. Венец. Пластина из чистого золота с выгравированными словами: «Святыня Ашему». Помещался на лбу коэна и держался на шнурках, которые проходили поверх тюрбана (головного убора).
5. Клетчатый хитон.
6. Вышитый пояс.
7. Льняные штаны.
8. Круглый головной убор «мицнефет».
Для прочих коэнов нужно было сделать одежды из льна: хитоны, пояса, головные уборы и штаны.
Дальше недельная глава говорит о порядке жертвоприношений в Мишкане.
В конце Тора объясняет, каким должен быть жертвенник для воскурения благовоний: сделан из древесины акации, покрыт золотом, с выступами по углам и золотым венцом. В Йом Кипур Коэн-гадоль совершает обряд искупления, наносит кровь жертвы на выступы этого жертвенника.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.