«От лжи отдаляйся»
«От лжи отдаляйся» (Мишпатим, 23:7). Из истории, приведенной в «Меорот а-даф а-йоми» ученики могут получить представление о том, «как работает этот мир».
В маленьком городке за границей жили два еврея. Договорились они между собой о «бартере»: когда пекарю нужно было масло, он шел к товарищу-молочнику и выменивал у него килограмм масла за килограмм хлеба из своей пекарни. Так происходило в течение многих лет.
Однажды, когда пекарь пришел купить масло, он почувствовал, что что-то изменилось. Он взвесил на ладони пачку и явственно ощутил, что товарищ дал ему меньше килограмма.
Так как в городке не было весов, пекарь отправился в большой город, взвесил масло, и оказалось, что оно весит только 800 грамм.
Подумал пекарь, что, быть может, его друг-молочник ошибся и решил подождать до следующего раза. Но когда это повторилось во второй и третий раз, подошел он к молочнику и спросил, почему тот его обманывает. «Ведь я плачу тебе за килограмм, почему же ты даешь мне только 800 грамм? Может быть, твои гири неверны?» — спросил он.
Молочник не потерял самообладания и хладнокровно ответил: «Я не обманываю тебя, моя гиря замечательная. Я отвешиваю тебе ровно килограмм масла».
Теперь уже пекарь вышел из себя и сказал молочнику, что потрудился пойти в большой город и взвесить масло, и весы показали, что оно не весит килограмма.
«Еще раз повторяю, что товар, который я тебе продаю, весит килограмм, — сказал молочник. — А если ты думаешь, что я не прав, вызови меня на суд Торы».
Увидел пекарь, что другого выхода нет, и пригласил молочника на суд Торы.
Когда они пришли в бейт-дин и судьи выслушали претензии пекаря, они обратились к молочнику за объяснением. Но даже здесь, в бейт-дине, продолжал молочник утверждать, что вес упаковки равен целому килограмму.
«Может быть, ты принесешь сюда свои гири, и мы проверим их здесь», — предложили равы. Молочник согласился и побежал домой за гирями.
Как были удивлены судьи, когда молочник принес буханку хлеба. «Когда я взвешиваю килограмм масла для моего друга-пекаря, то кладу на чашу весов буханку хлеба, купленную у него, она должна весить килограмм, а на вторую чашу кладу масло, пока чаши не уравновесятся…»
Иными словами: прежде чем пекарь пришел ко мне с претензиями, он должен был предъявить претензии самому себе, ведь вес масла равен весу хлеба, который он продает.
Добавим, что пекарь ушел из суда, испытывая ужасный стыд. Ведь выяснилось, что хлеб, который он продает и который должен весить килограмм, весит всего 800 грамм.
Об этом же говорит и мидраш на стих в книге Ирмиягу (17:11): «(Подобен) куропатке (корэ), что высиживала яйца, которые не она снесла, тот, кто нажил богатство путём неправедным: в середине дней его уйдёт оно от него, а в конце дней своих станет он недостойным (букв. “падалью”)».
Объясняет мидраш Танхума, что есть птица — корэ, которая ворует яйца у других птиц и высиживает их. «И птенцы, которые вылупятся из этих яиц, не будут, как ее дети, которые идут вслед за ней. Эти не станут признавать ее…»
Мидраш рассказывает, что птенцы, которых высидела птица корэ, вылупившись, нападают на нее и выщипывают ей крылья, т.к. не признают её. И она теряет способность летать. И любой зверь, который увидит ее, может её растерзать. Так мидраш толкует слова приведённого стиха: «в середине дней уйдёт (тот, кто нажил богатство неправедно)», т.е. оставит этот мир, а «в конце дней своих будет падалью», так как звери растерзают его.
И заканчивает мидраш: «Что привело его к этому? Воровство яиц, которые ему не принадлежали».
«Вот что учитель должен донести до своих учеников: как птица корэ, которая не несёт, а крадёт яйца у других птиц, не выигрывает от этого ничего и погибает ужасной гибелью, так не выигрывает тот, кто нажил богатство незаконно; и тот, кто обманывает своего товарища и пытается присвоить его деньги, в конце своих дней станет падалью» (Бархи нафши).
Раб и сегодняшняя реальность
«Если купишь раба-еврея» (Мишпатим, 21:2). Святая Тора вечна, и уроки ее вечны. Наша глава начинается законом о еврейском рабе, законом, который сегодня не находит применения. Но уроки, следующие из этого закона, необходимо выучить и применять в каждом поколении и в любое время.
Кому подобен тот, кто полагает, что уроки эти «неактуальны» и его не касаются? Сыну врача из притчи гаона раби Авраама Хахама, из персидского города Карманса, благословенна память праведника.
История о враче-обманщике, зарабатывавшем большие деньги. Сказал он своему сыну: «Учись моему ремеслу». Согласился сын, и пошли они вместе к больному. Пришли, и все собрались послушать, что скажет «врач». Бледный больной лежал на кровати и тяжко стонал, держась руками за живот. Посмотрел «врач» в его зрачки, велел показать язык, положил руку на пульс, и, покачав головой, строго сказал: «Вы дали ему листья хасы (салата)».
«Да, — ответили ему виновато. — Вчера мы ели хасу, и его состояние после этого ухудшилось».
«Врач» авторитетно заявил: «Хаса для него — смертельный яд. Я дам вам лекарство, может быть, он вылечится». Выписал он касторовое масло, которое стоит грош, и взял за это золотой динар.
Когда они вышли от больного, посмотрел сын на отца с уважением и спросил: «Как, папа, ты узнал, что он ел хасу?»
Ответил отец: «Когда я зашёл в дом, то увидел остатки хасы в мусорном ящике, и понял, что больной её ел».
Удивился сын и запомнил эти слова. Назавтра сидел сын дома. Тут пришли звать «врача» к тяжело больному. Сказал сын: «Папы нет дома, но я тоже умею лечить».
Пошел он в дом больного. Войдя, тщательно осмотрел двор. Мусорного ящика там не было, но мусор был. Под домом находился загон для ослов, и двор был полон навоза. Вошел сын в дом и подошел к ложу больного, лежащего без сознания. Поднял он его веки и посмотрел зрачки. Послушал пульс, сделал серьезное лицо и строго сказал: «Вы накормили его ослиным мясом».
Родственники от удивления раскрыли рты, а «эксперт» продолжал: «Разве вы не знали, что ослы — смертельный яд для него?»
Поразились родственники и сказали: «Он — сумасшедший, говорит чушь». И с позором выгнали его из дома.
С поникшей головой возвратился сын к отцу и рассказал о своей неудаче.
Удивился отец: «Почему ты сказал, что его кормили ослиным мясом?»
Ответил сын: «Ведь ты меня так научил. Если есть во дворе остатки хасы, это признак того, что его кормили хасой, а если во дворе есть ослиный навоз… разве не так?»
«Ой, глупец, — сказал отец. — Где твой ум? Все зависит от места и обстоятельств. Если есть остатки хасы, его кормили хасой. А если есть загон, надо сказать, что болезнь появилась из-за запаха навоза».
Чудесный пример, и хорошо сделать из него выводы. Закон о рабе с проколотым ухом (например) сегодня не применяется, но уроки, которые мы можем почерпнуть из него, актуальны всегда. Говорит Гмара: «Раби Йоханан бен Закай разъяснял этот закон так: чем отличается ухо от прочих органов тела? Сказал Святой, благословен Он: ухо, которое слышало Мой голос на горе Синай, когда Я сказал “ибо Мне сыновья Исраэля рабы” (Ваикра, 25:55), а не рабы рабов, но приобрело себе господина — будет проколото!»
И этот урок особенно актуален для нас, в наше время. Ведь почти каждый человек сегодня раб, по своему желанию и по своему влечению. Раб, преданный требовательной и склонной к разрушению фирме, ее понятиям и запросам: сменить машину не потому, что она старая, а чтобы другие увидели, потому что соседи уже сменили… Выехать за границу, как все. Идти вместе со стадом. Раб не одного господина, а целой фирмы.
Давайте выйдем на свободу, снимем кандалы. Тогда у нас будет больше времени для изучения Торы и для наших детей (Мааян а-шавуа).
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его