Темы: Хаей Сара, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«И поднялся Яаков на ноги, и пошел в страну сынов востока» (Берешит 29:1).
Раши[i] объясняет: «И поднялся Яаков на ноги — когда получил добрую весть о том, что Всевышний будет его охранять, сердце его подняло ноги его и стало ему легко идти».
Раши в этом комментарии рассматривает вопрос: почему Тора подчеркивает, что Яаков «поднялся на ноги», а не сообщает просто, что он «пошел в страну сынов востока»?
Ответ на этот вопрос поможет нам наглядно понять следующая история.
Однажды к гаону раву Моше Файнштейну, да будет благословенна память о праведнике, пришел один еврей и рассказал, что в его общине все полагаются на шхиту (кошерный убой скота) рава N.
А он, посетитель, точно знает: хотя сам рав N. богобоязнен и в высшей степени скрупулезно выполняет свою работу, инспекторы кашрута, работающие под его началом, от богобоязненности крайне далеки.
— Это по-настоящему мешает общине выполнять заповеди кашрута! — горячился посетитель.
Затем добавил тихо:
— Я слышал, что рав N. уже разбогател, ставя свой эхшер (знак кошерности) на продукты различных производителей… Ему отчисляют серьезный процент от доходов предприятий. Можно ли полагаться на этот эхшер? Ведь как бы ни была велика его богобоязненность, сказано в нашей святой Торе, что «мзда[ii] ослепляет глаза мудрых» (Дварим 16:19).
Однако раби Моше Файнштейн не спешил приходить в ужас от услышанного…
— Почему вы пришли ко мне, чтобы рассказать об этом? — спросил он.
Тот еврей ответил без колебания:
— Я хочу попросить Вас, уважаемый рав, подписать письмо о том, что на этот эхшер ни в коем случае нельзя полагаться. И тогда община сможет по-настоящему соблюдать заповеди!
Услышав это, раби Моше, который был известен своим великим терпением и уважением к людям, закричал:
— Я хорошо знаю рава N. и лично проверял, какие инспекторы по кашруту работают у него! У меня нет сомнения, что все продукты с его эхшером безупречно кошерны. И у меня нет сомнения, что заинтересованное лицо здесь — вы! Разумеется, вы — инспектор по кашруту других предприятий, который хочет устранить конкурента!
Услышав обвинение, брошенное ему в лицо раввином, посетитель побледнел: раби Моше сразу постиг суть проблемы. Неудачливый «конкурент» рава N. вышел — пристыженный, с опущенной головой…
На следующий день гаон раби Яаков Вайнберг, глава ешивы Балтимор, посетил раби Моше.
— Сожалею, но рав Моше не очень хорошо себя чувствует, — сказала рабанит.
Раби Яаков удивился:
— Но он же сам пригласил меня к этому часу!
— Я знаю… Но я зашла к нему недавно и увидела, что ему очень тяжело, он страдает… Не думаю, что сегодня можно будет с ним говорить, — ответила рабанит грустно.
И раби Яаков уже собрался уходить.
Но тут послышался голос хозяина дома:
— Рав Вайнберг пришел? Проведи его, пожалуйста, ко мне!
Зайдя к нему, рав Вайнберг увидел, что рабанит не преувеличивала: гаон действительно очень страдал. Рав Яаков встал рядом с ним, молча.
— Сожалею, что вам пришлось ждать, — сказал наконец раби Моше. — Но что я могу сделать? Я сегодня действительно болен, и я также знаю, в чем причина! Вчера вынужден был накричать на еврея, который распространял дурные слухи о раввине в народе Израиля, и с тех пор не могу успокоиться… У меня действительно не было выбора, я был обязан сказать правду. И всё же это было так больно, что я заболел.
Мы видим: когда праведник по каким-то причинам вынужден вести себя не так, как ему свойственно, даже если это необходимо и предписано Законом, ему очень трудно и мучительно делать то, что в иных обстоятельствах было бы «недостойным» его уровня.
Отсюда и ответ на наш вопрос:
Нашему праотцу Яакову предстояло покинуть Эрец-Исраэль, отправиться в место скверны, колдовства и служения идолам…
В сложившихся обстоятельствах он был вынужден это сделать, ведь речь шла об угрозе его жизни (со стороны его брата, Эсава). Кроме того, он выполнял распоряжение родителей, должен был найти себе там невесту.
Но несмотря на всё это, поскольку само по себе это действие было «недостойным», Яакову приходилось преодолевать себя, заставлять себя «подниматься на ноги», потому что это было трудно для него. Ноги «не шли» туда, отказывались, пока ситуация не изменилась. (Лэламедха)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Т.е. деньги, которые рав N. получает благодаря недобросовестности своих подчиненных, «ослепляют» его и заставляют считать этих подчиненных порядочными людьми.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Человек с «белым» именем…
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Менахем Эпель
Что такое "трафим"?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун