Темы: Берешит, Глава Берешит, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы
«…и человека не было для возделывания земли» (Берешит 2:5). Рабейну Хаим Виталь[i] писал: «Из этого стиха следует, что предназначение человека — обрабатывать землю: пахать, боронить, удалять сорняки и колючки и т.д.».
Иными словами, человек должен готовить землю к выращиванию полезных растений, устранять всё, что этому мешает, а также сеять семена. Но всё прочее — сам рост растений, орошение дождем — это дело Святого, благословен Он.
Как этот принцип можно применить в нашей работе над собой? Главная работа человека — отдаление от зла. Наше дело — искоренять в себе дурные качества (удалять сорняки), смирять свое сердце (распахивать поле) и — начинать служить Б-гу (сажать семя).
Тому, кто откроет Небесам вход размером с игольное ушко, откроются с Небес врата света — и он удостоится богатого урожая.
В книге «Эш Лэава» («Сияние пылающего огня», см. Йешаяу 4:5) рава Шимшона-Давида Пинкуса[ii] приводится удивительная история.
Праведный гаон раби Шимшон-Давид Пинкус имел обыкновение объезжать по очереди мошавы (сельскохозяйственные поселения) на юге Страны. Когда он приехал в один из них, с ним заговорила женщина по имени Тамар:
— Я выпускница «Бейт Яакова»[iii], и все эти годы у меня была мечта построить дом Торы…
«Дом Торы» — как удивительно и красиво прозвучали эти слова там, где рав Пинкус никак не ожидал их услышать.
— Я вышла замуж за учащегося ешивы, — продолжала она. — Мне говорили, что я удостоилась стать супругой настоящего знатока Торы, который трудится над ней днем и ночью. Я была счастлива. Но через две недели после свадьбы я услышала хлопок. Мой молодой муж открыл Гмару — и сразу с силой захлопнул ее. Он почти кричал: «Всё! Не могу больше учиться!»
Я была в шоке. Надеялась, что плохо его расслышала, неправильно поняла, но муж рассказал мне без утайки, что годы, проведенные в ешиве, дались ему очень трудно.
— Отчего же? — пыталась понять я.
Он пожал плечами, сказал, что изучение Гмары идет с трудом: буквы словно кружатся у него перед глазами и ему не удается сосредоточиться. В ешиве он учился, только чтобы ему предложили хорошую невесту — и ни для чего другого. А теперь ему хочется пойти работать в поле…
Так мы и оказались в этом мошаве. Мой муж больше не открывает ни Тору, ни Мишну, ни — тем более — Гмару. Он еле-еле молится и накладывает тфилин, а затем бежит к своему трактору. Весь день работает на тракторе, поет, и похоже, ему это очень нравится, — закончила Тамар.
Рав Пинкус молчал. Послышался шум приближающегося трактора. Тамар надеялась, что это не Гилель, ее муж. Она еще на закончила разговор с раввином.
— У меня была опытная учительница, — добавила Тамар, — которая готовила нас ко дню свадьбы. Она снова и снова повторяла, что Тора — это самая драгоценная заповедь для мужчины. А задача жены — помогать мужу и мягко побуждать его к изучению Торы, но не принуждать.
У нее на глазах заблестели слезы.
— В чем ваш вопрос? — спросил рав Пинкус.
— Хочу узнать, что я могу сделать, — ответила женщина с горечью. — Для меня так важно, чтобы у нас был дом Торы, а муж взял и просто занялся сельским хозяйством. Какой пример увидят наши дети? На что будет опираться наш дом — на трактор?!
Ответ рава Пинкуса был:
— Молитесь. Молитесь Отцу нашему на Небесах из глубины сердца и со слезами. Плачьте перед ним, и Он услышит. Ведь вы — Его дорогая дочь. Молитесь так сильно, как можете, пока не придет спасение.
Прошли недели, потом месяцы, и рав Пинкус снова приехал в тот мошав.
Сначала зашел в синагогу. Там было всего несколько человек, и среди них сильно выделялся молодой аврех[iv] с утонченным лицом и сияющими глазами. Он сидел и изучал святую Тору с упоением. Рав всё смотрел на него, ему казалось, что это… Гилель-тракторист, супруг Тамар.
Рав Пинкус вышел из синагоги и сам не заметил, как пришел к дому Гилеля. Постучал в дверь, Тамар открыла, и раввин первым делом спросил:
— Как это произошло? Как человек земли и трактора превратился в человека духа и Торы?
Тамар была простой женщиной, она не поняла вопроса. Ведь уважаемый раввин сам сказал ей, что делать, разве он уже не помнит?
Она рассказала, что случилось в тот день, когда она задала свой вопрос. Они с мужем пришли домой, ужин был готов. Гилель поспешно совершил омовение рук и произнес благословение на хлеб. Он поел и уже собирался спать, устал после рабочего дня.
Тамар вышла на балкон и заплакала. И заговорила с Всевышним — как дочь с отцом:
— Владыка мира, я хочу дом Торы и чтобы муж был знатоком Торы. Пожалуйста, смилуйся!
Два часа Тамар стояла и молилась, пока не закончились силы.
И потом восемь месяцев, двести сорок дней Тамар «обрабатывала эту каменистую почву». Не было дня, чтобы она не молилась. Изо всех сил.
Настал день, когда Гилель пришел домой с виноватой улыбкой:
— Тут в Эйн-Яаков есть урок, я подумал сходить. Не будешь возражать, если я пропущу ужин и пойду сейчас?
— Не возражаю ли я?! — Тамар хотелось одновременно и смеяться, и плакать. Но вместо этого она просто кивнула в знак согласия.
Гилель вновь ощутил опьяняющий вкус Торы и решил продолжать.
— Знаешь что? — сказал он через неделю. — Мне кажется, сейчас я мог бы справиться с трудностями в учебе. Как ты смотришь на то, чтобы заплатить авреху — профессиональному преподавателю, который поможет мне продвинуться?
Сердце Тамар наполнилось ликованием, конечно, она сказала мужу, что смотрит на это положительно.
— Мне жаль, что так вышло, — сказал Гилель еще через некоторое время. — До сих пор у тебя был муж, который зарабатывает деньги, но теперь моя душа жаждет Торы. Даже не знаю, где я был всё это время. Хочу учиться весь день, «пребывать в доме Господа все дни жизни моей!» (Тэилим 27:4).
Тамар разрыдалась. Она уже привыкла к слезам. Восемь месяцев они сопровождали ее молитвы, а теперь — обернулись слезами радости.
— Уважаемый раввин спрашивает, как изменилось сердце Гилеля? — взволнованно произнесла Тамар. — Но ведь вы сами сказали мне, как молиться. Вот я это и делала.
«Только и всего». Но именно это принесло Тамар спасение и исполнение ее мечты: муж вернулся к изучению Торы! (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений.
[ii] Рав Шимшон-Давид Пинкус (5704-5761 / 1944-2001, США — Израиль) — один из выдающихся духовных наставников последнего поколения, знаменитый «даршан» (лектор-проповедник).
[iii] Сеть религиозных школ и семинаров для девушек.
[iv] Аврех — сегодня так называют женатого человека, который всецело посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении — «колеле». Само слово «аврех» — из Торы, так выкликали перед колесницей Йосефа, оказывая ему почет, когда Фараон сделал его вторым человеком в царстве (Берешит 41:43).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский