Эта история случилась с одним евреем, который не был религиозным изначально, но пришел к соблюдению Торы и заповедей. Он жил в Нью-Йорке, на Манхеттене, на втором этаже тридцатиэтажного небоскреба. И после Йом-Кипура решил построить себе сукку с той стороны здания, где главный вход.
Когда он, немало потрудившись, завершил строительство, явились суровые инспекторы из мэрии и сообщили:
— Вы обязаны выплатить большой штраф за возведение незаконного сооружения в общественном месте. Вам надлежит немедленно убрать эту постройку, которая мешает жителям дома и засоряет общественное пространство.
Наш еврей чуть не со слезами разобрал сукку, думая: «Как же мне исполнить заповедь сукки? И где можно ее построить?» Единственная возможность была — на крыше небоскреба.
Еврей обратился к соседу, жившему на тридцатом этаже. Долго объяснял ему, в чем заключается заповедь сукки, а затем попросил разрешения построить шалаш над его квартирой, на крыше, которая всё равно никак не использовалась.
— Смотрите, — ответил сосед. — Я деловой человек и занимаюсь, в основном, сдачей в аренду квартир и прочей недвижимости. Давайте говорить серьезно: я готов сдать вам в аренду всю крышу на все дни вашего праздника и еще на два дня, чтобы вы успели построить свой шалаш, — в обмен на символическую сумму в… тысячу долларов.
Еврей попытался объяснить, что ему всего-то нужно два на два метра. Но сосед, видевший, как важно тому построить сукку, остался глух ко всем аргументам и не уступил ни цента.
Еврей решил так: если уж ради этой важной заповеди нужно пойти на такие расходы, сделаю это с радостью, чтобы исполнить волю Творца…
Он достал деньги и уже собирался передать их соседу, как тот выставил еще одно требование:
— Я добропорядочный бизнесмен и привык заключать формальный договор при всякой сделке с недвижимостью.
Еврею это показалось «немного чересчур», но он не стал спорить:
— Ну, ладно, давайте сядем и напишем договор.
Но сосед решительно возразил:
— Я заключаю сделки только у компетентного юриста.
— Вы действительно думаете, что у меня есть лишние деньги, чтобы платить юристу? — вознегодовал еврей. — С каких пор для подобных договоров требуется юрист?!
Но сосед стоял на своем:
— Я не заставляю вас арендовать крышу. Но если вы заинтересованы в сделке, то таковы мои условия.
Не видя другого выхода, еврей отправился с ним к юристу, который составил договор об аренде. Пришлось заплатить тому приличную сумму, но и здесь еврей помнил, что тот, кто исполняет заповедь, — не проиграет.
Когда же он, наконец, получил ключ от двери, ведущей на крышу, и поднялся туда, у него в глазах потемнело. Всё было завалено мусором и строительными материалами. Было видно, что несколько лет туда не ступала нога человека.
Теперь еврею предстояло немало потрудиться, чтобы расчистить место для строительства сукки. Он начал собирать хлам и выносить его с крыши. Поднял тяжелую металлическую трубу, и из нее неожиданно выпал пакет. Открыв его, наш герой замер. Там лежали большие бриллианты, блеск которых просто ослеплял…
Как мы уже могли заметить, этот еврей был человеком честным. Он поспешил в полицейский участок, сообщил о находке и передал пакет сотрудникам. Те сказали, что им действительно поступила жалоба о краже бриллиантов. Теперь они позаботятся о возвращении пакета хозяину.
На исходе последнего осеннего праздника — Симхат Тора — нашему герою позвонил диспетчер из полицейского участка. Сказал, что нужно срочно явиться в участок.
Там еврея ожидало следующее известие:
— В последние дни мы пытались связать с владельцем драгоценностей и выяснили, что его уже нет в живых. Это был одинокий старик, он умер, не оставив потомства. Наследовать после него бриллианты некому. Согласно закону Соединенных Штатов Америки, если владелец, потерявший имущество, умер, имущество достается тому, кто его нашел. Пожалуйста, примите обратно пакет, который вы нам передали.
Впрочем, история на этом не заканчивается. Известие об обнаружении бриллиантов, стоивших целое состояние, достигла ушей владельца крыши. Он тут же обратился к съемщику и потребовал «вернуть» драгоценности:
— Вы ведь нашли их на моей крыше, значит, они мои.
Но еврей отказался удовлетворить это требование: ведь в момент находки крыша была арендована! Дело дошло до судебного разбирательства.
На суде истец гневно заявил:
— Этот человек вторгся в мое частное пространство и забрал оттуда пакет с бриллиантами!
Судья спросил еврея: что тот может ответить на это обвинение?
— Это я-то вторгся?! — воскликнул ответчик. — Ложь и клевета! У меня не только было право заходить на крышу, она была сдана мне в аренду на все эти дни.
Судья сурово сказал:
— Не бывает так, чтобы человек проник на частную территорию, да еще и утверждал, что она сдана ему в аренду. Вы должны предъявить соответствующие документы, подлинность которых официально подтверждена. В противном случае суд примет сторону обвинения и вам придется передать бриллианты истцу.
Еврей спокойно достал из кармана пиджака договор об аренде крыши — тот странный документ, который сосед так настойчиво требовал подписать. Бумаги были переданы судье. На них были подпись и печать известного юриста.
После краткого анализа документа судья твердо заявил:
— Суд отклоняет иск. Бриллианты остаются у арендатора крыши, который их и нашел.
Рассказывая об этих удивительных событиях, праведный еврей добавил:
— Я сделал усилие над собой и принял с любовью все расходы на аренду крыши и все препятствия, которые встали на моем пути, когда я собирался выполнить заповедь. И лишь позже выяснилось, что именно благодаря этим препятствиям я и получил большое состояние, которое послал мне Б-г. (Меа у-Шнаим Сипурим, Маток ми-Дваш)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский