Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мидраш проводит параллель между гладкостью волос Яакова и его способностью очищаться от грехов, в отличие от Эсава, чьи грехи остаются с ним, подобно спутанным волосам.

«Ибо доля (хелек) Господа — народ Его; Яаков — наследственный удел Его» (Дварим 32:9).

Мидраш (Берешит Рабба 65:15) толкует этот стих, находя в нем скрытую информацию, «намек»: «“Ибо доля (хелек) Господа” — это от слова “гладкий” (халак). Об этом сказал сам праотец Яаков: “Ведь Эйсав, брат мой, человек волосатый, а я человек гладкий” (Берешит 27:11)».

Мидраш объясняет это с помощью следующей притчи. Двое подошли к гумну: у одного волосы кудрявые и спутанные, а у другого гладкие. Подул ветер, и на них полетели частицы колосьев, стеблей и т.д. — всё, что остается при молотьбе.

Тот, у кого волосы гладкие, проведет рукой по голове — и волосы очистятся, на них ничего не останется. А у кудрявого всё запутается в волосах, и вычесать это будет непросто.

Так и злодей Эйсав: весь год грехи «липнут» к нему, и нечем ему их искупить. И Яаков совершает грехи, но когда наступает Йом-Кипур, его ждет искупление и прощение, как сказано: «Ибо в сей день искупит (коэн — священник) вас, чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены» (Ваикра 16:30).

Рассказывает гаон раби Ицхак-Давид Гроссман[i].

Всевышний удостоил меня особой миссии — обеспечивать существование учреждений, где дети Израиля смогут изучать Тору и получать необходимые для жизни навыки. В силу должности мне приходится иногда ездить за границу и рассказывать о наших учреждениях евреям, которые могут оказать помощь.

Однажды я летел из Нью-Йорка во Флориду и, закрыв глаза, напевал сам себе песню Ребе из Скулян[ii] на слова из Тэилим (Псалмов царя Давида): «Злодеи осмеивали меня чрезвычайно, — от Торы Твоей не уклонился я» (119:51). И размышлял о своих поступках. Так я просидел несколько минут.

Мимо проходил стюард и спросил:

— У вас всё в порядке?

А рав Крон[iii], сидевший рядом, сказал ему, что я учитель, работаю с молодыми ребятами в Израиле, приближаю их к Всевышнему и объясняю им, что значит быть евреем.

Стюард вдруг сказал взволнованно:

— А ведь я тоже еврей!

Потом опустил глаза и добавил:

— Меня зовут Луи, родители сказали, что мы евреи, но я даже не представляю, что это значит. Может, скажете мне, что нужно сделать, чтобы почувствовать себя евреем?

Я подумал: «Как в такой ситуации можно научить молодого человека всей Торе за одну минуту[iv]?» И сказал:

— Вы видите, мы заказали себе здесь «особо кошерные блюда»? Если закажете себе такие же, сможете почувствовать себя евреем.

— Что? — удивился стюард. — А я просто думал, что это вегетарианская пища. Я даже представить не мог, что это как-то связано с евреями.

Затем он задал естественный вопрос:

— Что же означает «особо кошерные»?

Я попытался объяснить ему это с помощью притчи:

— Компания Форд производит легковые и грузовые автомобили. Грузовики работают на дизельном топливе, а легковые — на бензине. Что случится, если вы на своем автомобиле приедете на бензоколонку и увидите, что грузовик Ford стоит в очереди за своим топливом, которое в несколько раз дешевле бензина? Захотите ли и вы заполнить свой бензобак дизельным топливом?

— О чем вы говорите? — воскликнул стюард. — Конечно, нет! Если так заправиться, всё закупорится и машина не поедет.

— Почему? — продолжил я. — Ведь и грузовик, и легковая машина производятся одной фирмой. Просто у грузовика механические части крупнее, и они спокойно выдерживают дизельное топливо, хотя оно и не такое чистое. А у легковой машины двигатель менее мощный и по объему меньше, тут дизельное топливо может повредить. Ей требуется более чистое топливо.

Стюард всё еще не понимал, что я пытаюсь ему сказать.

Я продолжил:

— Владыка мира сотворил всех — евреев и неевреев. У неевреев свое предназначение и работа — поддерживать существование мира, строить и продвигаться, согласно расчету Творца. Их внутреннее «оборудование» рассчитано на выполнение этих задач, поэтому им можно пользоваться «дизельным топливом» — например, есть мясо животных, зарезанных обычным способом.

У евреев же иные задачи, они поддерживают существование мира по-другому. Им предписано приближаться к Творцу, исполняя Его заповеди и изучая мудрость Торы. Для этого им требуется особая еда — кошерная. Иначе каналы закупорятся и задачи окажутся невыполненными.

Я рассказал ему еще о кошерной пище: Рамбаму[v] пришло письмо с вопросом от одной из общин. Рамбам писал, что вера в воскрешение мертвых — одна из основ иудаизма. Где об этой основе упоминается в Торе? Известно, что мудрецы Талмуда приводили стихи Торы, содержащие намек на это, но их можно объяснить и иначе.

Авторам письма требовалось дополнительное обоснование.

Рамбам не ответил им сам, а поручил это сделать своему ученику раби Йеуде ибн-Тибону[vi]. И вот что написал им великий ученик Рамбама:

«Знайте же, что, в соответствии с наукой о природе, пища, которую человек ест, превращается в его кровь. Кровь очищается в печени и поднимается в сердце, а оттуда — в мозг, где обитает разум и где кроется сама жизнь. Кто (из евреев) воздерживается от нечистой (для них) и запрещенной (им) пищи и ест только кошерное, у того и кровь становится чистой. Поэтому, — продолжил раби Йеуда ибн-Тибон, — мудрецы Мишны и Гмары, оберегавшие свои души от осквернения нечистой пищей, были наделены ярким светом разума и дух святости пребывал на них. Вот почему они понимали намеки в стихах святой Торы и их значение. Они могли установить, что Тора в тех самых стихах намекает на воскрешение мертвых».

Рав Гроссман продолжал:

Луи слушал мои рассказы о мудрости Рамбама и его ученика. Затем спросил, можно ли будет в ближайшие дни связаться со мной. Я дал ему свой адрес во Флориде, где собирался жить у друга, раввина ортодоксальной общины — рава Гронера. Мы дружески попрощались.

На следующий день, когда мы с равом Гронером заканчивали завтрак, раздался стук в дверь. На пороге стоял Луи. Я представил этих двоих друг другу и сказал раву Гронеру: «Это еврей, который хочет “особо кошерную” пищу, причем не только в самолете».

Луи крепко подружился с равом Гронером и вступил под крылья Шхины (Б-жественного присутствия), приблизился к своему Отцу Небесному. (Ор а-Шабат, Меа у-Шнаим Сипурим)


[i] Раби Ицхак-Давид Гроссман (род. в 5706 / 1946, Эрец-Исраэль — Израиль) — раввин города Мигдаль а-Эмек, член Совета главного раввината, основатель сети учебных и воспитательных учреждений «Мигдаль Ор» для детей и молодежи «в опасности», т.е. таких, у которых дома нет достаточных условий для безопасного развития.

[ii] Раби Элиэзер-Зюша бар-Исраэль-Авраам Португал (Скулянер Ребе; 5658-5742 / 1897-1982, Прикарпатье, Румыния, США) — выдающийся хасидский наставник. Во время своих многочисленных посещений Земли Израиля Скулянер Ребе создал разветвленную сеть школ «Хесед лэ-Авраам». В этих школах дети олим (новых репатриантов) могли приобщиться к традиционному еврейскому образовнию. Обладая исключительным музыкальным даром, Скулянер Ребе создал целый ряд духовных гимнов и хасидских нигунов (мелодий без слов), получивших широкое распространение.

[iii] Раби Песах-Йосеф Крон (род. в 5705 / 1945, США) — писатель и даршан (лектор-«проповедник»), моэль, автор серии книг «А-Магид».

[iv] Отсылка к известному эпизоду из Талмуда (Шабат 31а) о нееврее, который явился к Шамаю, одному из величайших мудрецов того времени, и заявил: «Я хочу знать, что представляет собой ваша вера. Расскажи мне о Торе, пока я стою на одной ноге». Шамай оттолкнул посетителя строительной рейкой и прогнал его (строительной рейкой, что значило — прежде, чем построить здание, делают замеры и чертят план. А ты хочешь, чтобы огромное здание Учения было возведено, пока ты стоишь на одной ноге?!) Тогда этот человек отправился к Гилелю, другому мудрецу, равному Шамаю в мудрости, и задал тот же вопрос. Гилель ответил: «Не делай другому того, чего бы ты не хотел для себя. Остальное — детали. А теперь иди и учись».

[v] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[vi] Раби Йеуда бар-Шауль ибн-Тибон (ок. 4880-4950 / ок.1120-1190, Испания, Прованс) — выдающийся переводчик священных книг (с арабского на святой язык), прозванный «отцом переводчиков». Он открыл для евреев христианской Европы литературную сокровищницу «золотого века» евреев Испании — благодаря его труду еврейский мир, разделенный границами враждующих государств, обрел еще большее единство и цельность.

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Для жены муж — как Всевышний? Почему?!

Сегодня, отвечает Мирьям Климовская

Для моего супруга жена — это домработница, оказывающая интимные услуги...

13 декабря, отвечает Ципора Харитан

Как достичь успеха в карьере, не теряя связь с семьей и с собой?

11 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше

Вид на город Шхем и гору Гризим с горы Эйваль

Рав Авраам Коэн

Библейский город Шхем находится в низине между двумя горами — Эйваль и Гризим. Как это написано в Библии, город Шхем и окрестности — это наследственный удел колена Йосефа. В настоящее время это огромный стотысячный арабский город, куда евреям въезд запрещен.

Вопрос про Шхем, Шимона и Леви. Подвиг или геноцид?

Рав Овадья Климовский

Сделали их слабыми, неспособными воевать и пустились убивать их всех...

Двенадцать колен Израиля. Шимон

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.

Праотец Яаков. Возле Шхема

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Яакова постигает тяжелое испытание. Его дочь становится жертвой насилия.