Темы: Тшува, Ваэтханан, Чтение для детей, Рассказы
«Оттуда же искать станете Господа, Б-га твоего, и найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею» (Дварим 4:29).
Святой автор «Ор а-Хаим»[i] обращает наше внимание: в начале стиха глагол употреблен во множественном числе «искать станете», а дальше — в единственном «найдешь». Почему?
Отвечает Ор а-Хаим: многие молятся и просят что-то у Б-га, но мало кто получает ответ. Исполняются лишь просьбы отдельных людей.
Почему? — «…найдешь, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею». Ведь мало кто молится от всего сердца, полагаясь лишь на Творца, и говорит с полной искренностью: «Нет у нас Царя, кроме Тебя, и без Тебя нет у нас Царя, Избавителя и Защитника» (молитва «Нишмат Коль Хай»).
У Шмуэля, успешного иерусалимского бизнесмена, появилась возможность увеличить свои доходы, но для этого ему сначала были нужны триста тысяч шекелей. И поскольку такой свободной суммы у него не было, он обратился в банк с просьбой о кредите.
Он очень хотел вывести свое предприятие «в большое плавание», но в банке не спешили одобрять заявку. У него требовали всё новые справки и документы, а время шло.
Он обратился к заведующему, умолял: «Пожалуйста, одобрите поскорее заявку на кредит, мне срочно нужны эти деньги!»
Тот ответил, что всё в порядке и будет сделано всё возможное для ускорения процесса. Ответ должен был прийти в воскресенье, но с того воскресенья прошло почти два месяца, а ответа всё не было. Шмуэль молился, прося помощи с Небес, ездил в Мирон на могилу Рашби и к Стене Плача.
Спустя два месяца он ехал в своей машине по Кикар Шабат — и у него зазвонил телефон. Звонил руководитель, на приеме у которого он был:
— Г-н Шмуэль, мы сожалеем, но был получен отрицательный ответ: мы не можем выдать Вам кредит.
У бизнесмена закружилась голова, он не мог вести машину. Пришлось остановиться на обочине. «Владыка мира, сколько я молился… и все молитвы пошли на свалку?» И подумал: раз уж банк отказал в предоставлении кредита, нет больше смысла молиться об этих деньгах.
Он был страшно разочарован, но подбадривал себя: «Ну, Шмуэль, где же твоя уверенность? Где вера? Если уж Всевышний не хочет, значит, так лучше для тебя». В течение десяти минут он так разговаривал с собой, убеждал себя, а затем вновь смог нажать на газ и поехал в сторону улицы Цфании.
Вдруг в дверь его машины постучал пожилой хасид с седой бородой и попросил подвезти. Шмуэль охотно согласился. Тот еврей спросил:
— Можно я расскажу вам «двар Тора»[ii]? У меня с собой плеер, и я только что слышал рассказ праведника раби Элимелеха Бидермана[iii], хочу вам пересказать.
Шмуэль сказал:
— Отлично! Рассказ от раби Элимелеха стоит миллионов.
И тот начал следующую историю:
Однажды жена сказала мужу:
— Я вижу, что соседка знает обо мне слишком многое. Всё-то она знает.
Муж спросил:
— Ну, и что же ты собираешься делать?
Жена предложила:
— Давай позовем подрядчика и попросим сломать стену между нашей квартирой и соседской, а затем поставить стену потолще. Иначе соседи так и будут слышать всё, что мы говорим.
Муж:
— Ты всё это себе воображаешь, ничего они не слышат.
Жена:
— Говорю же, всё они слышат!
А муж:
— Да не слышат они!
Она:
— Слышат всё!
Он:
— Ничего подобного!
Так продолжали они спорить, пока внезапно не раздался стук в дверь. Открыли, а на пороге стоит сосед:
— Хватит спорить, слышат или не слышат. Я вам прямо скажу: ничего мы не слышим! Успокойтесь…
Сказал раби Элимелех Бидерман: так человек — молится и молится. Он хочет большего успеха в учебе, хочет помощи Свыше, более крепкую связь с Творцом. Он молится, и ему кажется, что его не слышат. Но он должен знать, что это не так. На самом деле Творец слышит всегда и каждого!
Когда хасид закончил свой рассказ, у него зазвонил телефон. Оказалось, что его ждут на Кикар Шабат.
— Остановите, пожалуйста, здесь, мне нужно вернуться туда, откуда мы выехали, — попросил он и вышел из машины.
Шмуэль подумал: «Что сейчас произошло? Еврей попросил подвезти, рассказал историю, а затем выяснилось, что ему и не нужно было никуда ехать… Видимо, Б-г послал его ради меня! Такой очевидный намек Свыше: я решил перестать молиться, но теперь продолжу изо всех сил! Сегодня же вечером поеду к Стене Плача».
Затем Шмуэль рассказал следующее.
Мы поехали к Стене Плача. Сам стою на одной стороне, а моя жена — на другой, и оба молимся от всего сердца. Говорю: «Владыка мира, нет никого, кроме Тебя, я не полагаюсь на банк — только на Тебя! Больше никто не поможет. Владыка мира, только Ты можешь спасти меня, Ты — Источник любого блага, всё исходит от Тебя».
На следующее утро звонит мой бухгалтер, который помогал мне весь этот период, и говорил:
— Вчера я узнал, что сейчас есть возможность получить помощь от государства на развитие малого бизнеса. Есть только два условия, первое: принести все документы в течение двух дней, потом эта акция заканчивается. Но ты не волнуйся, у нас уже всё есть, мы же готовили эти бумаги для банка. Второе условие: получить эту помощь от государства может только тот, кто не получил никакой другой помощи…
В итоге я получил кредит на гораздо более выгодных условиях, чем это было возможно в банке. На собственном опыте я прочувствовал: даже когда нам кажется, что мы молимся напрасно и молитва не слышна на Небесах, нужно знать, что Всевышний всё слышит. Эту историю рассказал гаон раби Яаков Шаиш[iv].
Важно знать, что «полагающиеся на Тебя не будут посрамлены, и никогда не будут опозорены надеющиеся на Тебя» (Песня «Шошанат Яаков», которую поют после чтения Свитка Эстер в Пурим).
Что делать человеку, чтобы получить помощь Свыше? Молиться — и вновь молиться, как сказано в Тэилим 27:14: «Надейся на Господа, мужайся, и да будет сильным сердце твое, и надейся на Господа!» (Меа у-Шнаим Сипурим)
[i] Раби Хаим бар-Моше Ибн-Атар (Ор а-Хаим; Ор а-Хаим а-Кадош, 5456-5503 / 1696-1743, Марокко, Италия, Эрец-Исраэль) — великий каббалист и комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения. Его книга «Ор а-Хаим» («Свет жизни») — глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество кабалистических откровений.
[ii] Интересное и поучительное толкование какого-либо стиха или стихов Торы, часто — с помощью истории из жизни и т.п. Обычно бывает связано с недельной главой.
[iii] Рав Авраам-Элимелех Бидерман (род. в 1967 / 5728) — раввин хасидского направления, автор интересных толкований и бесед, которые его ученики издают в книгах «Беэр а-Хаим».
[iv] Знаменитый лектор, наш современник.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский