Темы: Хукат, Оцарот, Вера и упование, Чтение для детей, Рассказы
«И пришел народ к Моше, и сказали они: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб удалил от нас змея» (Бемидбар 21:7).
Автор книги «Шират а-Тора»[i] пишет, что при чтении этого стиха возникает вопрос: ведь ранее в Торе говорилось, что Святой, благословен Он, послал множество змеев, чтобы те жалили евреев (там же, 6), — а не одного змея. Почему же тогда они просят удалить от них «змея» — в единственном числе?
Автор отвечает на этот вопрос с помощью такого сравнения:
Одна женщина чувствовала ужасную слабость. Уже неделю у нее не было сил справляться с хозяйством, заботиться о детях, готовить еду.
Она пошла к врачу, и тот прописал ей мазь от болей в спине. Через несколько дней у нее началась сильная головная боль. Пришлось снова идти к врачу, который на этот раз прописал ей таблетки «Акамол». Прошла неделя, и у нее начались боли в животе.
— Что-то здесь не так. Нужно искать корень проблемы, — решил врач.
Он отправил ее на развернутый анализ крови, и оказалось, что у нее очень низкое содержание железа в крови. Врач выписал ей препарат железа, и вскоре силы женщины восстановились.
Сыны Израиля поняли, что согрешили, и раскаялись, вернулись к Всевышнему: «И пришел народ к Моше, и сказали они: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя…» Они знали, что главная проблема — это «древний Змей», он же — злое начало, которое их не отпускает.
Они постигли, что это и есть корень всех бед, поэтому попросили Моше Рабейну, чтобы помолился за них: пусть Святой, благословен Он, удалит от них этого «Змея». Тогда всё остальное нормализуется само собой!
«…И Господь сказал Моше: сделай себе (змея) сарафа и возложи его на шест; и будет, всякий ужаленный, если взглянет на него, то останется жив» (там же, 8).
Всевышний повелел Моше разместить медного змея на шесте, в вышине, чтобы сыны Израиля подчинили свои сердца Отцу Небесному (Рош а-Шана 3:8). Тогда у злого начала не будет возможности к ним подступиться.
Святой автор комментария «Ор а-Хаим»[ii] объясняет, что взгляд на змея выражает силу раскаяния, как сказано (Йома 86 б): грехи того, кто раскаялся, превращаются в заслуги.
Евреи исцелились как раз благодаря змею, несмотря на то, что змей был символом злословия! Для них он обратился из зла в добро. Это помогает понять, как «работает» сила раскаяния, превращающая зло в добро, грехи в заслуги.
Поэтому сказано в Торе: «…и было, если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив» (там же, 9). Известно: везде, где в Торе сказано «и было», это означает радость (Ваикра Рабба 11:7).
Польза от укуса змея была в том, что переживший это чудо признавал Творца. И тогда он «оживал» духовно, возвращаясь к Нему.
Комментарий Ор а-Хаима интересно перекликается с историей, которую рассказал праведник, оказывающий помощь многим, — гаон раби Мордехай Нойгершл[iii]:
Я встретил друга молодости, и он поведал мне удивительный случай. Студента-еврея призвали в Советскую Армию и отправили в Афганистан. Их подразделение размещалось в лесу. Однажды, совершая обход лагеря, он к своему ужасу наткнулся на змею. Она, извиваясь, ползла в его сторону.
К счастью, он сообразил, что делать. В кармане у него была какая-то еда, и он бросил ее змее. Та обрадовалась «подарку», занялась им, а солдат смог благополучно продолжить обход. На следующий день он снова проходил там, опять повстречал эту змею и покормил ее.
Это повторялось несколько раз, так что в результате этот парень и змея как бы «подружились».
Однажды командир объявил, что подразделение покидает место дислокации в течение получаса. Студент захотел «попрощаться» со змеей, покормить ее на прощание. Но в этот раз всё пошло не так, как обычно: когда он приблизился, змея поднялась на хвосте — по-видимому, готовясь к броску. Она собиралась его ужалить.
В таких случаях лучше всего оставаться неподвижным. Если побежать, змея станет преследовать и, скорее всего, настигнет свою добычу.
Солдат застыл на месте, затаил дыхание, не шевелился…
Прошло десять минут, затем полчаса, потом еще час, а змея всё еще держала боевую стойку. Солдат чувствовал, что его силы на исходе. Он понимал, что его подразделение давно сменило место дислокации и он может пойти под трибунал. Хуже того, он мог попасть в плен к врагу.
Прошло два часа, затем четыре. Змея оставалась в боевой стойке целых восемь часов. Затем она вдруг опустилась и уползла в кусты.
Солдат не понимал, что это было. Ведь он часто подкармливал это существо, и оно никогда не угрожало ему. Напротив, змея даже явно привязалась к нему. Что же ее так разгневало в этот раз? А если что-то и было, то почему она в итоге уползла, так и не бросилась на него?
Когда змея скрылась, солдат со всех ног побежал в лагерь. Там никого не было. Он пошел в том направлении, куда они должны были перебраться, и вскоре обнаружил тела своих товарищей… «Душманы» устроили засаду и убили всех.
Этот солдат был единственным, кто выжил — благодаря змее! Он был в глубоком шоке: «Если змея способна простоять восемь часов, чтобы спасти человека, значит, точно есть Б-г!»
А с нами как обстоят дела? Давайте не будем ждать ни змею, ни сарафа, а исправим в себе то, что нужно исправить, прямо сейчас! (Ма Ахавти Торатэха)
[i] «Шират а-Тора» («Песнь Торы») — книга рава Яакова-Исраэля Совэа из Хадеры, в которой собрано множество интересных материалов по недельным главам.
[ii] Раби Хаим бар-Моше Ибн-Атар (Ор а-Хаим; Ор а-Хаим а-Кадош, 5456-5503 / 1696-1743, Марокко, Италия, Эрец-Исраэль) — великий каббалист и комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения. Его книга «Ор а-Хаим» («Свет жизни») — глубочайший комментарий на Пятикнижие, содержащий множество кабалистических откровений.
[iii] Раби Мордехай-Давид Нойгершл (род. в 5716 / 1956, Израиль) — раввин и философ литовского направления, знаменитый лектор. Занимается темами «Тора и наука», «Тора с Небес». (На сайте можно прочесть главы его книги «Путешествие к вершине горы Синай»).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский