Темы: Раби Йосеф Шалом Эльяшив, Шавуот, Оцарот, Чтение для детей, Рассказы, Рав Шломо Залман Ойербах
Скорость мысли нашего учителя раби Йосефа Шалома Элияшива для нас не поддается восприятию. Один человек жаловался перед гаоном раби Шломо-Залманом Ойербахом: у него был вопрос по Алахе, и он задавал его великим раввинам. Они сомневались, склонялись в одну и в другую сторону, приводя множество аргументов, взвешивали и обсуждали, но к решению не пришли. Когда же вопрос изложили раби Элияшиву, он тотчас дал уверенный ответ. Как такое возможно?
Раби Шломо-Залман успокоил его притчей.
«Пойми, ты идешь пешком, велосипедисты стараются и догоняют тебя, а рядом проезжает автомобиль. Он всех вас оставляет позади, а ты горюешь: как же так? Ты делаешь один шаг за другим, велосипедисты сгорблены и изо всех сил крутят педали, а водитель машины сидит в удобном кресле и пролетает огромные расстояния…
Нет, это неправильная мысль. Нельзя сравнивать автомобиль с велосипедом!
Знай, что все раввины, о которых ты спрашивал, при всем уважении к ним, подобны велосипедистам. Они трудятся и медленно продвигаются вперед. Но рав Элияшив — словно водитель скоростного автомобиля. Это совершенно другой мир! За секунду он охватывает весь их труд и старания и улетает дальше…»
Тем не менее, когда рав Элияшив доходил до чтения «Шма Исраэль», он опирался локтем на ручку кресла, а мышцы его лица напрягались в огромном сосредоточении. Рот делал усилие, и проходило десять секунд, двадцать, полминуты, прежде чем он произносил слова «Услышь, Израиль». Каждое слово было словно отдельное произведение, пока он не доходил до слова «один». И вновь он облокачивался с сосредоточением, размышлял и произносил: «Благословенно имя славы царства Его во веки веков».
В сложных законах Торы он находил решение в мгновение ока, а здесь проявлял такую концентрацию и усилие мысли!
Однажды наш учитель сказал своему приближенному гаону раби Уриэлю Коэну Куку: «Знай, что в жизни есть правило: все, что с нами бывает — страдание, обида, боль — не должно доходить до сердца. Сердце — это святое святых, в него можно вносить лишь святую Тору! “Дай, сын мой, сердце свое Мне” (Мишлей 23:26). “У праведников сердце пребывает под контролем” (Берешит Раба 34:10). Человек должен господствовать над своим сердцем и сам решать, что вносить в него, а что отталкивать. Только до пуговицы и не далее!»
В свое время рав Цви Вайнман стал работать адвокатом в раввинском суде. Дела, которые он представлял, глубоко трогали его сердце, и все его чувства бушевали, когда другая сторона в суде бессовестно лгала или проявляла жестокость и мстительность. Однажды наш учитель позвал его к себе и посоветовал сменить работу.
«Почему?! — удивился тот, — разве я недостаточно честно выполняю свои задачи?»
«Даже слишком, — выразил наш учитель свое мнение, — ты вовлекаешься в процесс всеми чувствами. А это верный рецепт для того, чтобы быстро окончить свои дни на земле. Делай, как я, — сказал рав, указывая на пуговицу своего пальто, — пусть любое дело, которым ты занимаешься, доходит лишь до пуговицы, но не дальше» (Иса Браха).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский