Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Конфликт между воспитателями, Дети от первого брака
Здравствуйте. Я второй раз замужем. У меня есть две девочки, которых мой второй муж воспитывает. И еще я жду ребенка. У нас полноценная семья, и мы все очень любим друг друга. Воспитание детей для нас — это главное. Сейчас это особенно тяжело делать потому, что есть еще у них и родной папа и его мама, которые, мягко говоря, люди не религиозные. Как поступать, когда все кругом говорят, что лишать детей встреч с родным отцом нельзя (и бабушкой), а мои дети, к примеру, не смотрят телевизор, не ругаются, получают определенные знания (религиозные) и, конечно, я стараюсь от различных соблазнов их отгородить. Находясь в гостях у родственников, они смотрят, слушают и иногда даже вникают в то, что им там навязывается. Это действительно довольно большая проблема для меня. Когда мой муж говорит, что надо быть осторожнее и вести себя вот так и так, другая сторона отвечает: ничего подобного, живем один раз на всю катушку.
Уважаемая Н.,
Очень непросто и нелегко быть в Вашей ситуации, когда детей тянут в противоположном направлении.
Теперь надо понять, что иногда такое сопротивление религиозному духу в семье идёт и от собственных родителей, которым тоже нельзя помешать видеться с внуками.
Несмотря на то, что все Вам советуют не прекращать свидания детей с отцом и бабушкой, я вынуждена сказать, что мы подвергаем детей чересчур большому риску с духовной точки зрения. И поэтому если есть какая-то возможность прекратить эти свидания, то желательно ею воспользоваться, если отец ни в чем не хочет идти навстречу. Если же свидания должны продолжаться, то надо попробовать поставить условие: дети не едят некошерное и не ходят в места, посещение которых полностью противоречит духу иудаизма, типа бассейна для совместного плавания, кинотеатров и т.д. И попробовать настаивать на соблюдении этих условий, так как даже суд (если Ваш бывший муж туда обратится) примет во внимание: нельзя разрывать детей на части с психологической точки зрения.
Если же нет никакой возможности прекратить эти свидания, то необходимо принять визиты детей к отцу как данность.
Теперь надо понять, что иногда такое сопротивление религиозному духу в семье идёт и от собственных родителей, которым тоже нельзя помешать видеться с внуками.
Поэтому мне кажется, что всякие попытки бороться с «антирелигиозным» влиянием родственников могут привести только к обострению ситуации. Очень важно, чтобы у детей было желание подражать родителям, а это обычно бывает в любящей и тёплой семье, такой, какой Вы описываете вашу. Поэтому если даже дети увидят или услышат вещи, которые им не подходят, можно им сказать, что, к сожалению, наши родственники не учились тому, как себя ведут религиозные евреи, и популярно объяснить термин тинокот ше-нишбу (люди, которые с детства воспитывались вне еврейской Традиции). А поэтому мы им сочувствуем, но не подражаем. Если же дети вернутся домой с чувством вины из-за того, что нарушили что-нибудь у отца и у бабушки, не надо их ругать. Наоборот, следует проявить эмпатию и сочувствие и сказать, что вы понимаете, как непросто удержаться от такого соблазна. Но вы уверены, что с Б-жьей помощью они будут очень стараться.
Если Вы не ведёте борьбу с бывшим мужем и его мамой и не ругаете детей, то вряд ли влияние отца и бабушки на детей может быть длительным и существенным. Дети предпочтут то, к чему их с любовью приучают в своей семье.
Желаю всего наилучшего и помощи с Небес.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский