Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как помочь двадцатилетней дочери укрепиться в вере и в желании быть скромной?

Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Юношество

Здравствуйте, спасибо большое за ваши ответы на мои вопросы. Если можно, хотела бы вопрос задать рабанит Ципоре Харитан. Мы с мужем баалей тшува, начали свой путь к тшуве лет 16 назад, когда у нас было двое детей и третий на подходе. Сейчас у нас восемь детей от 23 до 3 лет. Барух а-Шем (слава Б-гу), дети здоровые, красивые, с хорошими качествами. Спасибо большое Всевышнему за всё, что дал по Своему милосердию.

Мой вопрос связан с дочкой. Она вторая по счету в семье, ей исполнилось 20, она родилась в России. Когда ей было девять лет, мы переехали в Израиль, она окончила религиозную школу, потом шерут лэуми (альтернативную гражданскую службу) два года, плюс работала.

Вполне самостоятельная, умная, организованная, знает, чего хочет. Никогда у меня не было с ней проблем в плане воспитания: всегда послушная, скромная и в одежде, и характером, одним словом, мечта любой матери. Помощь не приходилось даже просить: она делала максимум для семьи, чтобы облегчить мне воспитание детей, помогала во всем.

Последний год она очень изменилась. Начала надевать одежду не совсем скромную (то есть, юбку до колен или рубашку с рукавами до локтя, и, если она садится или поднимает руку, то есть проблема. Спрашиваю ее, с каких пор это считается скромной одеждой; она говорит, что ей это не мешает или: «Всё хорошо, мама, не переживай»).

Стала сближаться с девочками нерелигиозными и допоздна засиживаться с ними в кафе, объясняя это тем, что у неё не остаётся другого времени, так как она работает до 22:30. А после работы она встречается с ними один или два раза в неделю.

Во многом чувствую изменения. Допустим, недавно пошли на свадьбу очень близких родственников свадьба смешанная (мужчины и женщины в одном зале). Обычно мы приходим поздравить, поприсутствовать на Хупе, посидим чуть-чуть и уходим. Дочка тоже была с нами. Когда начались танцы, она тоже захотела танцевать и спросила, можно ли. Я сказала ей, что, конечно, нет. Там и бабушка за неё просила, но нет — так нет.

Через некоторое время мы уехали. Я спросила, ее почему она задаёт вопрос, на который и так знает ответ: не разрешено. Ее ответ меня поразил: «А что, ты бы хотела, чтобы я вышла танцевать, не спросив тебя? А если мне хочется?» Я ответила, что мне бы хотелось, чтобы у неё таких вопросов и желаний не появлялось.

Или, допустим, тоже на днях о чем-то ей сказала, что так нельзя. Она говорит: «А в тридцать лет ты мне тоже будешь говорить, что и как мне делать?» Я сказала, что я очень надеюсь, что к тридцати годам она сама научиться контролировать свои желания.

Помогите, пожалуйста, советом, как правильно вести себя. Когда я говорю с ней, я говорю вежливо, не настаивая на чем-то своем, а в сердце молюсь, чтобы Всевышний помог ей укрепиться в вере и в желании быть скромной. Где я допустила ошибку?

В разговорах она не дерзит, но, даже если соглашается со мной, потом всё равно делает по-своему. Она вполне самостоятельная, одежду я ей уже года два как не покупаю. Можно сказать, что она только спит дома, иногда что-то перекусит, так как ее практически нет дома. Утром она идёт на шерут лэуми, а потом с 17:00 до 22:30 работает, приходит домой в 23:00. Если встречается с подружками, то приходит поздно. Заранее огромное спасибо за внимание, буду благодарна, если получу ответ. Извините за длинное письмо. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ципора Харитан

Уважаемая N.,

К сожалению, проблема, которую Вы описываете, бывает в той или иной степени в очень многих семьях баалей-тшува. Так что это не ваша единичная проблема. Дело в том, что сами родители для себя пришли к глубокому убеждению, что они хотят быть религиозными и вести религиозный образ жизни. А вот их дети росли с решением родителей. Никто им этого решения особенно не объяснял, родители полагались на то, что дети получат в школе все необходимые основы, а в школах, к сожалению, полагают, что дети приходят с этими основами из дома.

Поэтому с подростками очень мало разговаривают о том, на чем строятся эти убеждения, и не объясняют им, почему и зачем мы делаем некоторые вещи. Например, почему мы одеваемся скромно. Вместо этого подросткам говорят, что делать. А никакой подросток, этого не любит, тем более — взрослая девушка вроде Вашей дочери. Кстати, это происходит и в семьях, которые всегда были религиозными, но воспитание детей строилось на повелениях и привычке, а не на понимании и внутреннем приятии.

Ваша девочка еще и очень хорошая, потому что не грубит и не хамит Вам, и не ведет с Вами открытой войны. Но всеми силами демонстрирует две вещи. Во-первых, она не хочет быть сильно религиозной потому, что не понимает, зачем. Во-вторых, ей надоело, что ей указывают, что делать. К сожалению, очень часто молодежь видит в религии только лишнюю нагрузку и не понимает, зачем соблюдать столько запретов, а нерелигиозная жизнь кажется очень заманчивой, веселой и привлекательной.

Поэтому спорами и ссорами тут ничего не добьешься. На Вашем месте я бы перестала делать ей любые замечания, а вместо этого постаралась бы заинтересовать ее лекциями или уроками по иудаизму, причем на темы, которые напрямую никак не связаны с «цниютом» в одежде. А попробовать начать с лекций о счастье, семейных отношениях, любви и другом, что обычно интересует молодых девушек.

Есть высказывание: «А-маор ше-ба-Тора махзир лэ-мутав» — «Свет, заключенный в Торе, исправляет (поведение человека)» (Эйха Рабба, Птиха, симан бэт). Поэтому обычно, когда человек начинает интересоваться «содержанием» Торы и видит не только то, от чего он «отказывается» ради выполнения заповедей, но и то, что он от этого выигрывает, его желание соблюдать становится гораздо больше.

Собственно говоря, вероятно, это процесс, который Вы сами прошли, когда пришли к вере. И невозможно рассчитывать, что дети будут строить свою веру только на том, что они в ней воспитаны. Каждый человек должен прийти к этому сам, поэтому меньше думайте о том, допустили ли Вы какие-то ошибки в воспитании (мне кажется, что Вам как раз удалось свою дочь очень хорошо воспитать, если, несмотря на все соблазны, она продолжает к Вам относиться с таким уважением). И постарайтесь как семья сделать всё, чтобы показать детям радость и счастье религиозной жизни и помочь им найти ответы для себя: зачем продолжать идти по этому пути.

С уважением и пожеланием радости от детей, Ципора Харитан


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его