Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
МОГУТ ЛИ ЖЕНЩИНЫ НАДЕВАТЬ ТФИЛИН И ТАЛИТ? Вопрос в наше время актуален. Если можно дать ответ как с религиозной точки зрения как ответ при учебе в ешиве, так и с точки зрения для человека в религии не далекого. Большое спасибо.
Елиягу Боисов, Санкт Питербург
Прежде всего, мы должны понять в общем – есть ли заповеди, которые обязаны выполнять только мужчины, и, если есть такие, перейдём рассмотреть вопрос, разрешается ли женщинам выполнять такие заповеди добровольно.
Мудрецы сказали правило – те повелительные заповеди, которые зависят от времени, женщины не обязаны выполнять (Кидушин 29 а). Поэтому женщины не обязаны, к примеру, сидеть в сукке или слушать шофар, ведь эти заповеди необходимо выполнять только в определённое время (сукка – в праздник суккот, а шофар – в праздник Рош аШана). По той же причине женщина не обязана надевать тефилин (ведь Творец заповедовал надевать тефилин только в будние дни, а не в Шаббат или Йом Тов) или носить цицит (ведь заповедь носить цицит действительна только днём). Следует добавить, что это правило не абсолютное, из него есть исключения (к примеру, заповедь есть мацу в Песах или заповедь делать кидуш).
Духовная причина тому, что женщины обязаны выполнять меньшее количество заповедей, связана с тем, что женщина изначально более совершенная, нежели мужчина (подробнее об этом читайте в ответе Плохо быть женщиной), поэтому, чтобы восполнить себя, ей достаточно выполнить меньшее количество заповедей.
Несмотря на то, что есть часть заповедей, которые женщина не обязана выполнять, ей разрешено выполнять их добровольно, и она получит за это награду. Более того, у ашкеназких евреев даже принято, что женщина говорит благословение на такие заповеди.
Однако есть и такие заповеди, которые женщинам запрещено выполнять. Так, к примеру, женщине запрещено надевать тефилин или носить талит. Поским (авторитеты в области еврейского закона) приводят несколько объяснений этим запретам. Одна из причин запрета связана с тем, что тефилин и талит являются мужскими принадлежностями одежды, а Тора запретила женщине одевать мужскую одежду, как сказано (Дварим 22, 5): «Да не будет мужского предмета (одежды) на женщине, и не наденет мужчина женского платья». Интересно, что Йонатан бен Узиэль, который жил более 2000 лет назад, переводит этот стих следующим образом: «Да не оденет женщина тефилин и цицит, поскольку они являются мужскими принадлежностями одежды».
Выполнять ту заповедь, которую запрещено по той или иной причине определённому человеку соблюдать, – гораздо большее преступление, нежели делать какой-либо грех. Причина на это заключается в том, что тем самым человек показывает, что он выполняет заповеди не потому что так заповедовал Творец, а только потому что он сам решил это делать. Тем самым он как-бы создаёт свою собственную религию, в которой бог – он сам, ведь он сам решает, какую заповедь следует выполнять. О таком грехе говорит Тора страшную вещь (Дварим 29, 19): «Не возжелает Творец простить ему», как приводится в трактате Санедрин (76, б, см. Раши там). Сам Творец, который постоянно взывает к евреям с просьбой раскаяться, чтобы простить им, как сказано (Ехезкель 18, 32): «Ибо Я не хочу смерти умирающего (грешника), – слово Г-спода Б-га! – и обратитесь, и живите!», говорит о Себе, что такому грешнику Он не возжелает простить. Что может быть ужасней этого!
Теги: Женщина, Заповеди, тфилин, реформисты, цицит