Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Впервые эта статья была опубликована ровно 5 лет в одном ведомственном журнале (ведомство называется «Швут-Ами».) Но своей актуальности, по-моему, не потеряла и поныне.
* * *
До сих пор я если и писал что-то про праздники, то, как правило, в веселой манере — чтобы поднять у читателя настроение, улучшить «еврейское самочувствие». Теперь пришла пора поговорить серьезно. А именно: сегодня мы будем рассуждать на тему праздников вообще. Сопоставим их друг с другом, сравним, проанализируем — чтобы найти то общее, что важно нам — здесь — и теперь. Согласны?
Итак, три праздника упомянуты Торой — Сукот, Песах и Шавуот (таков их календарный порядок). Они и являются тем, что мы только что назвали: «мы», «здесь» и «теперь».
Сукот — это мы, т.е., евреи, живущие в праздничных шалашах. Песах — здесь, т.е. перед входом в Святую землю, между рабством и свободой, у горы Синай. Шавуот — теперь, ибо получаем Тору сейчас, вернее все время, пока есть сейчас, — короче говоря, всегда, а еще точнее, каждую минуту своей жизни.
Но давайте по порядку.
Тора называет три праздника, три важных «сезонных» события. И все эти события происходили в Иерусалиме, куда евреи были обязаны непременно являться, чтобы участвовать в храмовой службе.
Весьма важный момент! В других верованиях и религиозных системах участие в главных храмовых действах предоставляется исключительно священническому сословию, которое готово провести полный ритуал даже без мирян, коим отводится роль зрителей, в лучшем случае «сопереживателей». В то время как в иудаизме народ — центральное активное лицо, без которого любая работа священников бессмысленна. (Кстати, эту особенность функционирования Храма заимствовали у нас христиане, когда создавали свой институт церкви.)
Но посмотрим, что делали евреи во все времена накануне каждого праздника. К ритуалу готовились священники. А народ? Народ, как в эпоху Храма, так и после его разрушения, первым делом приступал к изучению законов, связанных с конкретным приближающимся праздником, заранее погружался в его атмосферу, готовился к нему практически.
Перед Песахом пеклась маца, изгонялся из домов «хамец» (все квасное и подверженное закисанию). К Сукот строились специальные шалаши и приобретались «четыре вида» растений. (Вы заранее построили и приобрели?) К Шавуот люди начинали еще усердней учиться — словно стояли перед получением Торы на Синае.
Так поступали десятки поколений, живших прежде нас. Так многие поступают и в современную эпоху.
В эти дни еврейский народ живет реальностью праздника Сукот, праздника веселья, днями абсолютного доверия к Всевышнему. В чем это доверие выражается? В том, что люди переселились из благоустроенных, надежных домов во временные, со слабой крышей жилища и знают, что более крепкой охраны, чем Творец, у них нет.
А раз мы живем под защитой Творца мира, то — самое время познакомиться с мнением мудрецов на тему праздников, каждый из которых называется «рэгэль», это их общее название (отсюда, наверное, происходит слово «регулярный», непременно повторяющийся).
Сейчас мы приведем длинную цитату из книги великого подвижника Торы — Маараля. О раби Лейве бен Бецалель из Праги (сокращено Маараль, 1512-1609) мы уже рассказывали; он, если доверять сказаниям, создал первый в истории человечества дистанционно управляемый робот — Голем. Но ныне у нас другая тема. Вот что прославленный талмудист пишет о «хороших днях» года («хороший день», יום טוב, — на иврите «праздник»):
«Перечисляя три своих святых праздника, Тора приводит их в одном ряду, вместе, не отрывая один от другого: Праздник мацы (он же Песах), Праздник дарования Торы (Шавуот), Праздник Сукот (просто Сукот). И из того, что они указаны вместе — отдельно от Нового года (Рош-Ашана) и Судного дня (Йом-Кипур), — мы видим, что между ними есть нечто общее. Что именно?
Согласно определению Торы, три сезона связаны с этими праздниками. О Песахе написано — “весенний месяц”. О Шавуот — “праздник жатвы” зерновых. О Сукот — “праздник сбора” плодового урожая. Итак, имеем весну, первую жатву и сбор (уборочная страда).
Но в этом и заключается смысл праздников. Год уподобляется развитию мира. Каждый период в историческом развитии мира необходим сам по себе, но то же самое можно сказать и о каждом сезоне года.
Год как бы делится на три составляющие: начало, полнота и возврат. Начало — это момент Творения, но это и весна. Полнота — претворение цели Создания: для того мир и сотворен, чтобы воплотиться в своей полноте; для того и была весна с ее работами в поле, чтобы появился урожай. Без полноты нет начала — и наоборот. Жатва — это вершина сельскохозяйственного года, по ней судят о его успехах. И тут же мир возвращается к своему первоначальному состоянию — как только мы свозим урожай в свои дома. Мир возвращается к своему Создателю.
Сам по себе мир не стоит — он полностью зависит от воли Того, Кто его сделал. Для того он и сделан, чтобы его “собрать”.
То же самое с еврейским народом: мы появились на свет, чтобы выполнять (от слова “полный”) Тору, делать ее полной, реализованной, поскольку только в ней, в Торе, будет подведен окончательный итог нашему существованию».
Маараль продолжает: «Праздник мацы — наше начало, мы выходим из Египта. Шавуот — нам вручают Тору; ради этого мы созданы. Сукот — подводим первый итог: над нами в пустыне вырастают Облака Славы Всевышнего. (Евреев все сорок лет блуждания по пустыне окружала особая защита Творца.) Нас “собрали” под одной крышей, мы “собраны”, и в этот момент мы представляем собой одну общность. Потому и выходим из своих домов, перебираясь в шалаши».
Так написал Маараль в книге «Гвурот Ашем».
И еще указывают наши мудрецы: три праздника — три основы, на которых стоит мир. Сказано в трактате Авот: «На трех столбах покоится мир (бытие) — на работе (служении Всевышнему), Торе и милосердии».
Песах — работа, когда каждый еврей совершал свою пасхальную жертву в Храме. Шавуот — Тора. Сукот соответствует милосердию, ибо его канун мы посвящаем помощи бедным.
Как только мы упомянули такое качество как милосердие, сразу же можно перейти к указанию параллелей между тремя праздниками и нашими праотцами. (Помню, в одной из первых статей своего блога я предлагал читателям найти соответствие между еврейскими праздниками и нашими праотцами. Сегодня получаем полный ответ.)
Авраам, который занимался собиранием гостей, — это «хэсэд», милосердие к людям. Таков Сукот, когда все собираются в шалашах.
Ицхак, сын Авраама, готов был пожертвовать собой на жертвеннике — это служение Всевышнему, работа. Таков Песах. (Недаром известие о рождении сына Авраам получил именно в Песах.) Яаков, сын Ицхака, — человек цельный, написано: «иш там, йошев оалим», сидит в шатрах, учится. Что он учит? Тору. Это и есть Шавуот.
Пишет рабену (наш учитель) Йонатан Айбюшиц (прославленный ученый, тоже пражанин, XVIII век): «Три дара вручил Всевышний Израилю: Тору, Эрец Исраэль и грядущий мир. Шавуот — это первый дар, Тора. Песах — дар второй, Эрец Исраэль, ибо евреи не просто вышли из Египта, а направились именно в Святую землю. Сукот — грядущий мир, “аолам аба”, под сенью которого мы все соберемся».
Добавим от себя, что теперь понятно, почему Рош-Ашана и Йом-Кипур идут перед Сукот: ибо они — проверка нашего исполнения заповедей, ради которых мы были созданы как народ. Если исправляем свои пути — получаем «пропуск» в Эрец Исраэль (какой должна быть наша Страна) и в грядущий мир. Другого пути нет.
Вот и вся философия праздников Торы. Ничего сложного, верно?
С праздниками вас, дорогие евреи!
Теги: Праздники