Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Не знаю, почему что-то с кем-то надо делать. Мы что, весь мир исправляем? У нас что, у самих все уже в порядке?
Неделя "Ахарей-мот – Кдошим".
Три истории с видео-уроков. Первые две – с урока "Любить ближнего". (Обратите внимание, не сказано: полюби кашерного, а сказано: полюби ближнего.) Этот урок записан ровно два года назад, но актуальности, как смею надеяться, не утратил. Можете сами открыть и убедиться[1].
Третий эпизод – с урока "Прежде чем обвинять других". Записан на этой неделе.
** **
1) Раби Моше Лейб, адмор из Сасова, настолько любил людей, что каждое утро начинал с молитвы: "Вот я готов исполнить Твою заповедь – возлюби своего ближнего…" И это было рефреном всего его дня.
Однажды перед молитвой пришел к нему необразованный еврей. И потребовал хлеба. Причем сделать натилат-ядайим и сказать амоци наотрез отказался.
Вот и скажите: как можно выполнить мицву любить своего ближнего с таким евреем?
И так потом объяснил рав, почему он дал хлеба этому грубому еврею. (Дать хлеба надо любому – но этот попросил уж очень в грубой и вызывающей форме.)
Сказано, что в будущем ангелы поднесут подарки тому, кто будет Машиахом.
Какие подарки? Разве Машиах в чем-нибудь нуждается? – Понятно, что ему не нужны ни золото, ни вещи, а только евреи, которых он отведет в Эрец Исраэль. Так пишут комментаторы.
Так или иначе, получается, что ангелы дадут Машиаху только евреев и ничего другое, потому ни о чем другом Машиах не попросит. – Но зачем ему нужно дарить евреев? Ведь они сами побегут за Машиахом, как только тот объявится, разве не так?
Правильно, побегут. Но не все.
Останутся т.н. плохие евреи, которые не захотят ни еврейства, ни Эрец Исраэль, ни Торы с заповедями. Вот этих плохих евреев и преподнесут ангелы Машиаху как дорогой подарок.
Т.е. они сделают так, что даже плохие евреи пойдут за Машиахом, противясь своему первоначальному желанию. Передумают, исправятся – и пойдут своим ходом.
Получается, что для Машиаха – все евреи дороги – даже плохие. Ибо, как сказано, они для него дорогой подарок (иначе зачем их дарить?).
И даже этот еврей, который только что не очень вежливо попросил у нас хлеба.
Как ему не дать хлеба, если он важен для Машиаха? Значит, и нам он тоже важен.
Закончил рав из Сасова такими словами: я люблю этого еврея, ибо меня любит Тот, Кто меня создал. Раз Творец его любит – значит, и я!
** **
2) Известно, что адмор из Чебани, рав Дов Бериш Вайнфельд, всегда всех оправдывал. Такое у него было свойство души.
Спросили рава, как он может оправдать нападки на религиозных евреев со стороны тех, кто оставил Тору.
Ребе ответил: такова особенность нашего мира – неученые люди всегда недолюбливают людей ученых. Это понятно и как бы естественно.
Однако в нашем случае несколько по-другому: ненавистники Торы почему-то считают, что мы, сидящие в домах учения, синагогах и ешивах, – ученые люди. Но это ошибка! Ибо нам до уровня наших ученых предков очень далеко.
Так что зря они нас недолюбливают. Этому нет причин. Это просто недоразумение. А значит, на это не следует обижаться.
** **
3) Рассказал адмор из Клойзенбурга, раби Йекутиэль Йеуда Альберштам. К нему эта история дошла через несколько поколений от раби Меира, адмора из Перемышлян.
История такая. Обратился к раби Меиру один торговец из Львова с жалобой – мол, он не знает, что делать. Оказывается, он повадился постоянно ходить перед самым наступлением субботы по лавкам, призывая их хозяев закончить торговлю. Он и кричит на них, и ругается – а толку никакого.
Сказал ему адмор: наше поколение не такое, как прошлые. Раньше подобные крики действовали, потому что люди боялись греха. Они и теперь боятся, но их йецер стал сильнее. Это то, что называется торжеством темных сил – ситра-ахра. Теперь на людей кричать нельзя. Они не станут слушать.
Но заповеди никто не отменял. Поэтому нужно пользоваться мягкими увещеваниями и добрыми словами. И это работает лучше крика!
И не мешает тебе, прежде, чем выйдешь в поход по лавкам, прочесть молитву:
הריני הולך לעשות פעולה לכבודך ית''ש, אנא הצליחני שאעשה דבר המועיל ומתקיים
"Арэни олэх лаасот пеула лихводха итбарах шмо. Ана ацлихэни шэаасэ давар амоиль умиткайем". – Вот я иду совершить поступок ради Твоей славы. Помоги мне, чтобы была от моего дела настоящая польза.
** **
Короче, что делать с "некашерными" евреями – неизвестно. А вот, что не следует с ними делать, известно очень хорошо. Не будем на них кричать и топать ногами. Но будем говорить с ними мягко и любя.
(לפי לפיד האיש)
[1] Я там, кстати, сделал страшную ошибку. Прямо перед объективом. Возьми и скажи – вместо Кдошим – Кидушин. Точно в те дни, помню, интенсивно переводил на русский Гемару "Кидушин" – ну вот и.
Теги: Видео-урок, Недельный раздел