Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет славы, кроме Торы, как сказано: “Славу мудрецы унаследуют”»Пиркей Авот 6, 3

Chelsea forever!

Отложить Отложено

После зрелищного, бурного и в высшей степени удивительного футбольного матча между Челси и Барсой сил и эмоций у моих учеников, а значит, и у меня, не осталось. И если вы скажете, что это не занятие для еврея Торы – сидеть перед экраном и болеть за футбол, то отвечу: а что является занятием для еврея Торы кроме изучения Торы?

Другими словами, если я верно уловил суть замечания, вы все время сидите над Талмудом и законами, штудируете Хумаш и книги по еврейской этике. Не отвлекаетесь на разговоры с друзьями. Совсем не смотрите кино (ну, никакое!). Я вас правильно понял? Не слушаете музыку – например, исправно посещая концерты классического цикла ИСО (Четвертая симфония Шумана, скажем, или Шенберг, опять-таки).

[Сразу объявляю, что я близко знаком с целым миром именно таких евреев – не ходят на концерты, не видели ни одной кинокартины, на праздные разговоры тоже не охочи, – сидят и учат Тору. Ну, так я спрашиваю не их, а вас!]

Мои ученики (дети из России и з Україною) смотрели тот матч. И их переполняют чувства, междометия, вопли и даже осмысленная реакция, куда без нее. Второй день кряду переполняют. Одни испереживались за Барселону, вторые рады за англичан. Я их слушаю и киваю головой: да, супер-игра, полный кайф, такая раз в столетие случается. (Будто у нас каждый четверг по столетию.)

Ибо придерживаюсь старинного правила учителей: если хочешь, чтобы ученики тебя понимали, – понимай своих учеников. Знай книги, которые они читают, будь знаком с фильмами, которые они любят, ориентируйся в их музыке. Это не означает, что, будучи человеком, преподающим Тору и Талмуд, вы должны тратить время на просмотры, прослушивания и прочтения. Но познакомиться-то можно. Более того, я бы сказал – нужно.

Чтобы судить о науке с позиций Торы, надо знать не только Тору, но и немного науку. Чтобы заявить, что вареная морковка не самое вкусное блюдо – надо хотя бы ее попробовать.

Так что я болею за Челси.

И если вы считаете, что англы в сравнении с каталонцами играют в скучный закрытый футбол, заявляю вам авторитетно, что футбол – не столько филигранное раскатывание мяча перед штрафной площадкой противника, сколько резкий прорыв к чужим воротам – в 2-3 передачи – всё на одном касании – с навесом из глубины – когда даже многоходовка выглядит мгновенным и разящим выпадом клинка. Короче, Челси – это футбол, а Барса – цирк на низеньких колесах. Ну, а теперь, друзья, – говорю я своим ученикам на уроке, – приступим к Гемаре…

** **

Впрочем, здесь, в блоге, скажу еще пару слов за футбол. (Когда в другой раз случай доставит?)

Дело в том, что тема футбола не посторонняя в моей семье. Дедушка болел за Динамо. Московское, само собой. Других динам в то время, считай, не было.

Семейная легенда гласит, что где-то в начале 30‑х годов мой дедушка буквально подобрал на Казанском вокзале паренька и приютил у себя на несколько люто-морозных дней, пока тот не устроился на работе, как потом оказалось, в системе НКВД, или как они там назывались. И со временем стал у них каким-то спортивным куратором, а затем чуть ли не возглавил спортивный клуб. За что мой дедушка получил пожизненный абонемент на стадион в Петровском парке. Правда, догадываюсь, ни разу туда не сходил.

А уже после войны мой отец, тогда молодой офицер, служил при каком-то верховном штабе ВВС (произносится вэ-вэ-эс, а не би-би-си) с выходом в тот парк – и несколько раз ходил на матчи, поскольку абонемент деда, как оказалось, был семейным. Так что мы – потомственные динамовцы. Хотя лично я болею за Челси.

К чему я веду? А к тому, что в основе нашего семейного "боления" за футбол лежит все то же наиважнейшее человеческое качество – любовь к людям, стремление им помочь. Тот паренек так и говорил: Яков Исаевич меня от смерти спас.

От смерти или нет, не знаю. Но когда еврей к себе с улицы в тесную квартирку в деревянном доме на Преображенке, где в двух комнатах у него живут жена и малые дети, приводит незнакомого русского паренька, не москвича, голодного, замерзшего, неизвестно каких привычек (уж не вор ли? уж не со вшами ли?), – это, согласитесь, что-то об этом еврее говорит. Мой дедушка всю жизнь помогал людям.

С тех пор для меня тема футбола – та же тема любви, к которой призывает Тора (см. Ваикра 19:18).

А вы говорите Барселона. Да они играть не умеют в настоящий футбол, вот что я вам скажу. Chelsea forever!

Теги: Личное