Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Надлежит молиться Всевышнему всякий раз — в Шахарит, Минху и Маарив — чтобы Тот удостоил его скромности и смирения и чтобы он мог радоваться страданиям, которые испытывает в то время, когда его позорят и гневят»Рейшит Хохма

Рувим Файн, еврейский Робин Гуд

Отложить Отложено

В связи с историей про еврея, пожертвовавшего деньги на одну ешиву после проведения нестандартной сделки (и деньги ешивой были не взяты!), привожу маленькую заметку про еврейского Робина Гуда. Чистый закон, ничего художественного, я предупредил.
** **
По архивному реестру, это был Седьмой вопрос Восьмого тура Первой Еврейской викторины, которая проводилась на Украине силами Центра "Эш-Атора". (Год, где-то 1997, если не раньше.)
Так получилась, что я составлял вопросы, а потом конструировал ответы при участии Фимы Свирского. А призы там раздавали какие-то третьи люди.
** **
Вопрос.
Допустим, некий еврей по имени Рувим Файн (тезка Робина Гуда) обокрал миллионера Шацкиса и раздал деньги беднякам, причем, заметьте, вышел сухим из воды! Исходя из фундаментальных концепций иудаизма, ответьте – кто в конечном счете пострадал в наибольшей степени?
Выбрать ответ.
а) Миллионер Шацкис.
б) Бедняки, живущие на ворованное.
в) Сам еврейский "Робин Гуд".
г) Никто, ибо всем хорошо, а у Шацкиса миллионы не считаны.
** **
Прежде чем посмотреть в "официальный" ответ, придумайте свой. А можете и не придумывать. Он и так очевиден.
** **
Ответ. (Учтите, ответы были включены в ту же брошюру, на лицевой стороне которой для участников Викторины были опубликованы вопросы следующего тура. Т.е. участники были уж совсем новичками в теме Торы. Не то, что вы. Но получали они не банальные призы, это я точно помню.)
Итак!
Согласно иудаизму, пострадают все, но в большей степени: сам еврейский "Робин Гуд".
Нами сознательно допущена в вопросе некоторая неточность, вернее, некорректность, ибо, как слышится непредвзятому человеку, любая степень, в том числе степень вины – понятие условное и субъективное. Конечно, от грабежа страдает все общество, не только ограбленный. Каждый теряет что-то в момент грабежа и кражи, потому что такие вещи, как грабеж и кража, – не что иное, как проявление несправедливости, а несправедливость не бывает частным делом: общество, болеющее этим заболеванием, как правило, не устраивает всех. Поэтому в убытке оказываются буквально все: и ограбленный, и грабитель, и остальные люди, ведь атмосфера насилия вряд ли способствует их хорошему самочувствию. И все же, в согласии с еврейским представлением о мире, больше всех страдает именно тот, кто нарушает заповедь, запрещающую воровство и грабежи. Остальные теряют миллионы или спокойствие – грабитель теряет часть души!
Если исходить из модели общественного договора, согласно которой положения морали устанавливаются обществом для собственных нужд, то воровство в первую очередь, несомненно, наносит ущерб всему обществу; вор же чувствует себя при этом очень даже хорошо (он украл, а его не поймали). Но если исходить из общей структуры иудаизма, воровать плохо прежде всего для самого вора, ибо естественные законы, данные Творцом всему человечеству, сформулированы как полезные сначала человеку, а через него – остальным людям. Ведь человек – это то, что он делает. Каждый из нас формирует самого себя своими действиями (мыслями и поступками). Вступая на путь воровства, личность обедняет себя больше, чем того, кто из-за нее лишился пусть даже очень дорогой вещи.
В вопросе фигурирует "еврейский Робин Гуд", но можно было бы оставить для примера самого швейцарца Робина – знаменитого, как принято считать, защитника бедняков и грозы богатеев, а по-нашему – бандита и грабителя. (Беднякам можно помочь тысячами других способов. А для обуздания алчности богатеев лучше пользоваться чем-то другим, но никак не ножом и луком, т.е., извините, не пулеметом и винтовкой.)
Давайте вспомним главные положения запрета на кражу, – чтобы никто из нас не сказал: "За кого вы меня принимаете? Я интеллигентный человек, и ваш запрет на воровство меня не касается!" Посмотрим, насколько такая позиция верна. Итак, основное правило: кража, воровство и грабеж запрещены в любом виде, даже если предмет кражи обладает минимальной ценностью.
Один из видов кражи – задержка в выплате зарплаты. Другой пример: работник, занятый производством пищи (например, повар), не может ею пользоваться без разрешения работодателя. (Однако человек, занятый на уборке урожая, может время от времени лакомиться плодами, которые проходят через его руки. Но без крайностей!)
Нельзя уклоняться от уплаты государственных пошлин и налогов.
Нельзя наносить ущерб имуществу или телу других людей. Если запрет нарушен, то нанесший ущерб должен его компенсировать за свой счет.
Безусловно запрещены: невыплата долгов по обязательству, небрежность при охране чужого имущества, любой вид обмана в торговле, даже случайный и самый незначительный.
Украденное надо вернуть владельцу во всех случаях.
Военные трофеи на справедливой войне (оборонительной, но не наступательной изначально) не считаются грабежом. Их не надо никому возвращать. Во всех остальных случаях трофеи считаются грабежом. (Это еще раз о Робин-Гуде, который, как известно, вел непримиримую войну с миром богатеев. Да и жил в палатке!)
Человеку запрещено не просто брать без спроса, но даже желать имущество своего ближнего. Другими словами, ему нельзя серьезно строить планы, как приобрести чужое имущество (если человек не собирается его ни продавать ему, ни дарить). Человек, страстно желающий приобрести чужие вещи, должен знать, что тем самым он уже вступил на путь воровства.

Теги: Темы Торы