Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Работать над своими качествами можно двумя способами: либо идти от легкого к сложному, либо, как советует РАМБАМ, избрать путь резких кардинальных изменений — от одной крайности к другой, подобно тому, как выпрямляют железную дугу.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»

Почему вы, харедим, устраиваете буйные протесты?

Отложить Отложено

Особенно в последнее время. Поджигаете мусорные контейнеры и целые автобусы. Занимаетесь вандализмом, угрожаете жизни полицейских. Вы что, с ума сошли?! Как сказал мне кто-то недавно: и это называется «спецназ Б-га»?!

Вопрос действительно больной. 

Отрицать печальные факты тут бессмысленно. К сожалению, есть среди ортодоксальных евреев такие, поведение которых заставляет стыдиться и достойно решительнейшего осуждения. Которые в результате своих действий предстают как экстремисты и во многом несут ответственность за то, что на целое общество наклеен ярлык «ультраортодоксов». Хотя большинство его членов - нормальные, добрые и трудолюбивые люди, никакие не «ультра». Оправдать поведение этих буянов невозможно, цензурно выразить отношение трудно, можно только попытаться объяснить, откуда такое берется.

И в этом плане представляется, что начало ответа уже дал мой вышеупомянутый недавний собеседник.

«Спецназ»…

Спецназ, неважно чей, это обычно люди довольно… суровые. Не коты Леопольды, которые предлагают оппонентам жить дружно, а те, кто разбирается с оппонентами, с которыми не получилось жить дружно. Ну, или те же коты Леопольды, которые приняли озверин. На дороге у них не стой, если встретят тысячу чертей, разорвут на тысячу частей. Например, если послали с миссией ликвидировать даже такого черта, как Бин Ладен, то спокойно застрелят каждого, кто просто попадется на пути.

И это спецназ страны, которая позиционирует себя как воплощение гуманизма и главный борец за права человека. А уж сам Бин Ладен, который, конечно, тоже считал себя именно спецназовцем Аллаха - уж видели, какие дозы озверина там принимают.

Но неужели мы, ортодоксальные евреи, будет уподобляться этим зверям?!

А вот тут интересно. По идее - это было бы естественно!

Ведь недостатки - обычно продолжения достоинств. И, если общество построено на пламенных идеях, то найдутся горячие головы, которые доведут эти идеи до крайностей. Заставь дурака Б-гу молиться - он хорошо еще, если только себе лоб разобьет - ведь может и другим…

А у нас идеи, вроде, такие же пламенные, и тип идеологии - тоже мессианский. Не просто жизнь, а борьба за добро против зла. Мечта о том, что в конечном итоге добро восторжествует во всем мире, и установится царство Б-га. Это ведь та же мечта, что и у христиан, и мусульман, и коммунистов, и демократов. Только определение добра каждый вписывает в формулу свое. И на практике эти идеалы во многом совпадают: все согласны, что в том, идеальном светлом будущем, не будет больше войн, убийств и воровства, что установится всеобщее братство. Только у одних это будет под эгидой Христа, у других - Аллаха, у третьих - компартии и вечно живого Ленина, у четвертых - бессмертных идей демократии. Ну, там, разные ритуалы, чтобы подчеркнуть единство именно в стенах храма конкретной религии. И среди всех упомянутых групп было много искренних людей, которые верили, что идут к этому «прекрасному далеку», и действительно старались быть лучше и добрее.

Но были, конечно, и те, кого в этой борьбе больше беспокоило именно распространение добра на весь мир. Недостаточно быстро его обитатели осознают правильность добра - нашего его определения - надо им помочь… Ах они еще и сопротивляются, или просто перед нашими глазами делают то, что мы добром не считаем?! Хотя уж, встретив нас, должны были понять, что наши действия и есть добро, и надо им немедленно бросить свои неправильные обычаи и примкнуть к нашему строю. Они этого не сделали - значит, бунтуют против Добра и, таким образом, представляют Зло. Тогда, конечно, нельзя этого терпеть. Тем более что они не просто мешают триумфальному шествию Добра, они еще и, наоборот, являются разносчиками заразы Зла! Дай им волю - они весь мир превратят в царство тьмы. Конечно, этого они и хотят, иначе, почему не приняли наше Добро?! Так что надо им героически сопротивляться, всеми доступными средствами, ведь на кону само существование Добра. А лучшая защита, как известно, - нередко нападение…

Отсюда все крестовые походы и джихады, и прочие освободительные походы и гуманитарные интервенции. В любом обществе есть горячие головы и просто любители адреналина. А также те, кто переполнен энергией, которую надо куда-то направить, кулаки чешутся. Вот их и направляли во все эти армии. Пусть лучше рыцари-головорезы идут, режут головы «неверным» мусульманам или евреям, чем грабят местных на большой дороге. И сегодня во многом так же: армия - а также спорт - это возможность убрать некоторых с улицы и направить их энергию и агрессию в более «полезное» русло, чем просто хулиганство и преступность. Так хотя бы будут бить либо «врагов» за тридевять земель или соперников на ринге и приносить своей стране гордость, а не позор. А потом удивляются: как это олимпийский чемпион оказался, вместе с целой кучей ветеранов, в рядах экстремистов, штурмовавших Капитолий?!...

Также, перед лицом общего противника, реального или вымышленного, укрепляется чувство братства и единства, сплачивается команда, а это очень приятное чувство. Даже если есть вопросы, насколько лучше и добрее стану на пути к «прекрасному далеку», то уж «в беде не брошу друга никогда» - точно!

Умеренный «спецназ»?!

Так вот, поскольку и мы, евреи верим в борьбу за добро и против зла, все это по логике должно быть свойственно и нам. Ведь именно от нашей религии и идеологии произошли, отклонившись в разные стороны, все вышеупомянутые.

Более того, пресловутая избранность нашего народа в том и заключается, что мы особо «пассионарные», что переполнены энергией, требующей выхода, а также обостренным чувством справедливости. А это обычно чревато… Неслучайно столь часто именно евреи становятся возмутителями спокойствия, оппозиционерами, реформаторами, радикалами. Неслучайно столь многие идеологии не только произошли от иудаизма, но были выдвинуты или продвинуты евреями, включая те же христианство и коммунизм. И, да, наломали много дров. Ведь, чем больше энергии, тем сильнее она стремится найти выход, и тем больше опасность, что он может оказаться неправильным.

В свете этого удивляться приходится не тому, что и среди религиозных евреев есть экстремисты, но тому, что их так мало, и что они не наломали такого же количества дров. Сейчас особый резонанс вызван тем, что одна группа сожгла автобус - и то пустой. Но ведь экстремисты других религий взорвали бы полный! И не один. И на самолетах врезались бы куда-нибудь. Или просто голову бы кому-нибудь отрубили. Или инквизиционным пыткам подвергли. И сожгли на костре. И беспорядки бы устраивали куда бо́льших масштабов.  Им одну карикатуру покажи…

Но нет, хотя эксцессы и получают широкое освещение в прессе, все-таки они несравнимы  с тем, что наблюдаем в других религиях и идеологиях. Даже с тем, что делают евреи, когда увлекаются теми идеологиями. С деяниями еврейских чекистов или хотя бы либеральных интервенционистов, гуманно свергающих диктаторов, не желая видеть, что результат - не светлое демократическое будущее, а еще более кровавая анархия.

Всего этого религиозные евреи, несмотря на всю свою пассионарность и энергетику, не делают. Только на улицах буянят - некоторые из них, подавляющее меньшинство. В то время как основная энергия большинства направлена на борьбу не с внешним врагом, с «неверными», а с тем, что сидит внутри каждого из нас - нашего дурного начала, йецер а-ра. Наших собственных недостатков и слабостей.

Именно на эту борьбу вдохновляют наши лидеры, раввины. Они не призывают бить неверных, сжигать их на кострах или обстреливать ракетами, не призывают свергать злобных буржуинов или диктаторов - они призывают бороться против «глупого короля» - дурного начала в нас самих.

А что касается внешних врагов, которые в течение истории ой как нам досадили, мы говорим в отношении их жертв: А-Шем инком дамам - «Да отомстит Б-г [за] их кровь». Не мы - Б-г. В мире, где идеализируются «мстители», неуловимые и прочие, мы оставляем это дело Б-гу, а сами «мстим» только собственным недостаткам, стремимся их искоренить.

То есть для нас главное на пути к светлому будущему, «прекрасному далеку» - именно стать лучше и добрее. Ну и в беде не бросить друга никогда, конечно. Мало кто может сравниться с еврейским религиозным миром по количеству милосердия и благотворительности. Вот уж на что уходит огромное количество энергии. Это известно всякому, кто знаком с нашим обществом изнутри.

Так что вопрос тут - почему, несмотря на всю еврейскую пассионарность и кипучесть, наша энергия направлена в основном в мирное русло? И ответ, думается, в том, что еврейская линия гораздо ближе к золотой середине, к центральному корню, где все уравновешено. В идеале - совпадает с этой серединой, на практике может отклоняться, но не очень далеко. Тогда как другие религии и идеологии - ветви, отклонившиеся и зашедшие каждая в свою крайность. Вот такая получается у нас формула: пассионарная уравновешенность. И только там и сям горячие головы, немного отклонившись, направляют энергию не туда.

А без «спецназа»?

Простите, а нельзя ли вообще без горячих голов и сожженных автобусов?

М-можно, сказал дворник Тихон. Вот только вы уверены, что именно это будет меньшим из зол?

Да, там, где есть пламенные идеи, найдутся горячие головы, которые доведут их до крайности.

Но там, где горячих голов нет - может быть, пламенных идей тоже?

Так, на данный момент экстремизм и кровопролитие в основном наблюдаем в исламе, а христианство - сравнительно умиротворенная сила. Но это потому, что уже не так глубоко и искренне верят. Когда воистину верили, тогда была и пассионарность - и экстремизм, со всеми инквизициями и религиозными войнами. Тогда все это имело значение. А теперь более умиротворены не потому, что научились жить мирно, а потому, что направили искреннюю веру в другие русла - тех же политических идеологий. Век назад были готовы проливать кровь и умирать за коммунизм или нацизм, теперь за современные идеи.

А где вообще нет идей?          

Это тоже наблюдали, например, там, где рухнула идеология, ведущая к «светлому будущему», а другая идеология, которую, было, приняли, дала в конкретной стране неоднозначные плоды. Результат: отчасти - утрата той самой энергетики и статуса великой державы. Отчасти - направление энергетики внутрь, причем негативным образом. Вместо борьбы за идеалы, вместе с братьями по оружию, эгоистичная борьба всех со всеми за богатство и власть, бандитизм (ну, там тоже свои братья…). На собственных улицах становится небезопасно. Кстати, после того, как по этому пути прошла Россия, сейчас в какой-то мере пошла и Америка. Злобных диктаторов уже тоже устали свергать - слишком много возни было потом с их странами - так теперь у себя можно погромить магазины и парламенты в борьбе за или против Трампа, и связанных с этим идеалов с обеих сторон. И уже тоже начинает доходить до крайностей, самых безумных теорий заговора, да и крови.

Так что такие тут стороны медали. Пламенные идеи придают жизни смысл, задают идеал, «прекрасное далеко», к которому можно стремиться и в процессе становиться лучше и добрее. Нормальные люди пользуются шансом, а горячие головы, которые есть в любом обществе - пользуются шансом побуянить и побить «неверных». Как говорит пророк (Ошеа 14:10): «Прямы пути Г-спода, праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них».

Отсутствие же пламенных идей - лишает смысла жизнь целого общества и делает людей более циничными, эгоистичными, просто скучающими - а то и склонными к суициду.

Да и в таком обществе найдутся те, у кого в природе агрессия, любители острых ощущений и просто подонки, и направят они свою негативную энергию на пустой вандализм и бандитизм.

И получается, что вопрос, как нередко бывает, в выборе лучшего из зол…

Эпоха поляризации и крайностей

Наконец, хотя мы, евреи и представляем золотую середину и уравновешенность, в то же время, к сожалению, на данном этапе истории мы находимся в изгнании среди народов мира. Что означает и физическое господство, и духовное влияние. Поэтому то, что происходит с миром, затрагивает и нас; трудно, а то и невозможно полностью уберечься от тех веяний.

Последние 2000 лет силой, господствующей и в мире, и над нами, является Эйсав - царство Эдома-Рима. Известное своей техникой «разделяй и властвуй», своей склонностью к пропаганде и демонизации. Своими «душами Эйсава», которые всегда во множественном числе потому, что каждый поклоняется своим идолам и идеологиям (Раши Берешит 46:26).

Поэтому отличительной чертой текущего изгнания является раскол и дробление. Началось оно усилением беспричинной ненависти евреев друг к другу. В течение самого изгнания еврейский народ был разделен на целые ветви - ашкеназов и сефардов, которые развились под влиянием соответственно христианского и мусульманского миров. Существование мусульманина-Ишмаэля было необходимо, чтобы уравновесить «крен» мира в сторону Эйсава-Эдома. Но результат - глубокий раскол нееврейского мира на Запад и Восток, который наблюдаем по сей день, и не такое глубокое, но разделение еврейского мира на разные ветви.

Сам по себе Эйсав, как сказано, тоже был раздробленным. Разные европейские страны, вечно враждующие между собой, а в средние века и княжества. И религия тоже, дробящаяся на разные враждующие ветви: католики и православные, а там и протестанты и прочие секты, кровавые религиозные войны. Потом - Наполеоновские и мировые. После второй мировой - чувство, что больше так нельзя, да и появление ядерного оружия, превращающее войны между державами во взаимное уничтожение. В результате - пока что без новых мировых войн, но Холодное противостояние, идеологическая и информационная война.

После краха советского строя, казалось бы, единение и «конец истории». Больше не о чем спорить, все ясно. Но нет, на самом деле все станет ясно и едино лишь с приходом истинного Машиаха. А победа Запада - лишь момент в истории, вслед за которым - новый виток расколов.

И Восток активизировался, обрушив на, казалось, неуязвимый Запад, свой терроризм.

И Россия с Западом вновь рассорились, на этот раз не из-за идеологии, а из-за чисто личных претензий и разочарований, как в неудавшемся браке.

И сам Запад, одолев идеологического врага, стал раскалываться изнутри. Две американские партии, между которыми доселе было на практике не так уж много различий, начали заходить каждая в свои крайности и превращать борьбу идей в противостояние враждебных лагерей. Каждый из которых теперь всерьез считает другого злом, угрожающим стране и всему миру, поэтому нельзя понимать и уступать, надо вести войну на уничтожение. Как многие теперь говорят, в Америке идет холодная гражданская война.

Это началось еще до Трампа, но теперь, как отметил один журналист, там по факту уже даже не две, а четыре партии: Трамповские республиканцы - право-радикальные, нетрамповские республиканцы - право-центристские, демократы Байдена - лево-центристские, и демократы Сандерса и Уоррен - лево-радикальные. Ибо на каждом фланге центристы и радикалы так же непримиримо расколоты и преисполнены взаимного недоверия, как и фланги между собой.

И так во многих других частях света. Там, где, вроде бы, не о чем спорить - расколы, основанные на совсем надуманных причинах, ну ни на чем. Беспричинная ненависть во всей своей красе. Демонизация оппонентов и приписывание им всех худших качеств только потому, что они «чужие».

То есть в целом везде наблюдается ослабление центрального стержня, сплоченности даже перед лицом врага, и расползания составлявших мейнстрим течений в разные стороны.

И вы, евреи?!

А поскольку мы, евреи, к сожалению, продолжаем находиться в изгнании в этом прекрасном мире, его метаморфозы и мимо нас не прошли.

Если говорить об израильской политике в целом, то в данный момент наблюдаем дробление всех основных политических сил: и правых, и левых. Тут тоже, в плане серьезных идей, вроде бы, консенсус: раньше правые и левые спорили о «мирном процессе», но теперь более-менее все согласны, что дальнейшие уступки палестинцам опасны и нежелательны, но и необязательные войны тоже, почему Нетяньяху и придерживается такой политики. Но вместо этого спорят по пустякам, а то и просто о личностях.

И религиозные евреи, будучи тоже людьми и находясь в том же изгнании, к сожалению, не избежали этих веяний. Если доселе было деление на разные религиозные течения, каждое со своим подходом к служению Б-гу, своим методом изучения Торы и типом общества, в последнее время внутри самих течений наблюдается некоторое беспочвенное расползание. Результат - две противоположных по сути тенденции.

С одной стороны - увеличение числа групп, более ревностных и непримиримо настроенных в отношении тех евреев, которые, как им кажется, недостаточно религиозны. Усиление и учащение протестов и беспорядков.

С другой - увеличение процента ортодоксальных евреев, которые работают - даже по светским определениям «работы», идут на разные курсы, чтобы получить какую-либо квалификацию, диплом, и даже в армию. Да и в целом ортодоксальное общество модернизируется в самых разных аспектах, а также - больший его процент устанавливает связи и знакомства с израильтянами, находящимися за пределами этого круга, в результате чего повышается уровень взаимопонимания.

Другими словами, ортодоксальные евреи всегда были разнородными, а вовсе не единой массой. Но теперь - в еще большей степени. У общей «реки» появились «рукава» по обоим краям. Отчасти, как сказано, это негативное влияние окружающего мира, который продолжает быть средой нашего изгнания. Тот же раскол, дробление и поляризация, хотя и в меньшей степени. А отчасти - естественный процесс: чем больше растет какая-то группа людей, тем менее она однородна. Из одного семени и ствола вырастает целая крона, ветви которой склоняются в разные стороны. Так оно везде.

И поэтому еще важнее стало подчеркнуть: если есть новости, что «ортодоксы» где-то что-то сделали, то вопрос  - какие ортодоксы? Они теперь разные, как никогда. Это не одна группа, а целый спектр. Одни - более непримиримые и, да, часто буйные. Другие - более открытые и склонные к наведению мостов с остальными израильтянами.

Лишать денег одних за буйство других?

Вот самый простой пример. При каждом обострении, особенно буйных протестах, звучат в Израиле жалобы на политическое влияние «ультраортодоксов». Мол, их представители постоянно «вымогают» миллионы шекелей для своих ешив в обмен на поддержку того или иного политика. А сами чуть что буйствуют! Да перестаньте давать им деньги, вот ведь кого вырастили!

Как видно из высказываний людей, особенно ненавидят именно политиков, стоящих во главе «ультраортодоксальных» партий и занимающих посты в правительстве.

Оставим за скобками само утверждение, что эти политики что-то «вымогают» или имеют «чрезмерное влияние». И объясним простую вещь: те, кто буйно протестует на улицах - как раз не признают государства Израиль вообще - и не участвуют в выборах. Поэтому они не имеют своих представителей в политике, своих партий в Кнессете и их глав в правительстве. А, значит, ни у кого не «вымогают» деньги на свои ешивы в обмен за политическую поддержку. К тому же, они и так не берут деньги у государства, из принципа, считая их «грязными».

Так что речь идет о совсем разных людях. Соответственно, даже если, как призывают некоторые, «оттащить ультраортодоксов от кормушки», это никак не решит проблему буйных протестов: те, кто так протестует, и так не у «кормушки»! Получается, что с ними ничего поделать не можем, зато накажем тех, кого можем, сделаем хоть что-нибудь. Где упало - слишком темно, так поищем хотя бы там, где светлее. Хотя получится, что накажем не тех.

Противники Израиля, кстати, стреляют с такой же «меткостью»: призывают бойкотировать израильские университеты, чтобы вынудить Израиль на уступки «палестинцам». Хотя как раз израильская профессура настроена в основном именно на те уступки. Но она в последнее время не у власти и мало что может сделать. Получается, не на тех давят, только вред людям причиняют. Ничего, главное - что-то делают, борются за «правое дело», и от этого переполняет сердце гордость.

Так что даже конкретные проблемы существуют не с «ортодоксами» в целом, а с той или иной их группой. С другими группами - вообще никаких проблем. А со многими ортодоксальными евреями - даже улучшенное взаимопонимание.

Учатся или носят форму?

Тот, кто задал мне этот вопрос, не унимался:  но как же?! Пейсатые в шляпах мужчины, а значит, религиозные, а значит, весь день проводят в учебных заведениях и углублённо изучают Тору, и основной их «собеседник» книги и семья - откуда в голове появляются негативные мысли, побуждающие к действиям, которые могут причинить вред евреям, историю которых они изучают весь день?

Пришлось подчеркнуть: пейсы и шляпы на этих людях - это просто форма. Так в этом обществе принято ходить. Как в школе все носят форму, но при этом есть хорошие ученики, а есть хулиганы. Или скажем, что исламские террористы, которые носят чалму, тоже несомненно святые набожные люди и т.д.?

«Пейсатые в шляпах - а значит, религиозные»? Нет, значит, принадлежат формально к этому обществу и одеваются «как все», а «религиозными» они могут быть, как Бин Ладен. Один мой знакомый раввин, который одевается так же, называет их «еврейскими талибами».

«Религиозные, значит, учат Тору» - нет, носят форму, значит, формально учатся в этой школе, но сколько они там на практике изучают математику и литературу - совсем другой вопрос. Как раз те, кто «весь день время проводят в учебных заведениях и углублённо изучают Тору, и основной их «собеседник» книги и семья» - такие люди в подавляющем своем большинстве не имеют в голове никаких подобных мыслей. Свидетельствую об этом как человек, который провел 20 лет среди таких людей и пребывал в местах, где их тысячи, и ни одного камня, брошенного ими в кого-либо, не видел.

Так что представляют наше общество эти агрессивные натуры не больше, чем шпана в любом обществе основную массу нормальных, добрых и трудолюбивых людей.

Новые границы и новое их размывание

Возвращаясь к причинам дробления и поляризации - изгнанию Эйсава-Эдома, как уже неоднократно говорили, противовесом этой силы всегда служила сила Ишмаэля. Среди прочего, разница между ними следующая.

Эйсав - это не только раскол, но и упорядоченность. Дробление - но на государства и группы с четкими границами. Войны и противостояния - между целыми лагерями. Атаки - фронтальные, прорывы границ, тыл - относительно защищенный. Но и наведение мостов - через те самые границы. Человек в глубине территории одного лагеря имеет мало шансов на контакты с представителем другого, будь то соприкосновение с ним как с противником или как с партнером по переговорам. Надо быть или на границе или в верхних эшелонах общества, которые образуют свой «клуб» с элитами других обществ и таким образом способны наводить контакты поверх головы народа.

Ишмаэль - «дикий человек». Размывание границ и смешение всего. Войны и противостояния - ассиметричные, не «по правилам». Пограничные укрепления могут оставаться непрорванными, но в тыл засылаются террористы и ракеты. Любое место может остаться незатронутым или пораженным. Но и наведение мостов тоже необязательно через границы. Соприкосновение как с противником, так и с партнером может проводиться онлайн. Кибератаки, буллинг в соцсетях - но и общение, и дружба с помощью тех же технологий. Лицом к лицу - в зуме. Любой человек может навести контакты с кем угодно поверх головы правителей (или «под радаром»?).

Поэтому ужасное дробление всего и вся на разные лагеря под влиянием изгнания Эдома может балансироваться размыванием границ этих лагерей и наведением контактов между самыми разными их членами. Кто-то в другом лагере может относиться к твоему враждебно, наблюдая его только снаружи, не понимать. Видеть как чужеродную и потому угрожающую массу анонимных людей. Но с другим человеком удастся наладить контакт и пригласить его в гости, чтобы побывал у тебя и увидел твой мир изнутри, разглядел отдельные лица, познал их жизнь - теперь даже необязательно физически, можно и онлайн. Кто-то, к сожалению, будет настроен негативно по отношению не только к харедим, но и к Торе, но кто-то, наоборот, будет привлечен и увидит ее свет.

Так что стоит осознать и проблемы нашего времени, и возможности, которое оно предоставляет.

Объяснение, но не оправдание

Служит ли все сказанное оправданием буйства и насилия? Нет. Это плохо, однозначно. Мы это осуждаем. И те ортодоксальные евреи, которые так себя ведут, вовсе не являются святыми борцами за правое дело, какими они себя мнят, а, напротив, грешниками, оскверняющими имя Б-га, и Он в конечном итоге воздаст им по заслугам. Они позорят свое общество, за них стыдно.

Более того, у них действительно одна общая черта с мусульманскими экстремистами-шахидами: во имя «правого дела» они готовы жертвовать благосостоянием своих же собратьев. Поджогами мусорных контейнеров они в основном занимаются именно в ортодоксальных районах, заставляя их жителей вдыхать продукты. И светофоры разбивают там же, подвергая опасности их жизни. И автобус сожгли в Бней Браке, ортодоксальном городе. И повреждены были в результате окна окружающих домов его жителей. И камнями могут кидаться в людей, тоже религиозных, только на один процент меньше них.

Так что даже своим собратьям эти подонки приносят не только позор, но и просто физический вред, и отношение к ним у многих ортодоксальных евреев соответствующее. Один мой приятель, тоже, конечно, в шляпе и пиджаке, бросил в сердцах после очередного случая: посадить их всех!

В то же время, правоверным евреям ничего не остается, как, пережив стыд и зализав раны, продолжать идти курсом, который считают верным. Поведение недостойных людей не отменяет правильность идеалов Торы - как поведение буйных ультраправых, штурмовавших Капитолий, не отменяет правильность идей демократии в глазах тех, кто в нее верит. Наличие паршивой овцы в стаде, а то и целой группы паршивых овец, не меняет тот факт, что это стадо ведет в нужном направлении Пастух.

Остается надеяться, что, так или иначе, будут преодолены все расколы и раздоры, и люди действительно используют возможности познать друг друга не как враждебные лагеря «чужих», а как конкретных живых людей, друзей и близких, «своих».

Теги: Ешива, Политика, Деньги, Ортодоксальные евреи, Актуалия, Эйсав, Ишмаэль, единство еврейского народа, государство Израиль, Харедим, Взаимопонимание, Ненависть.