Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Обрушившаяся за последний год на весь мир болезнь сделала больным и этот вопрос.
Для того чтобы минимизировать заражение, людям приходится надевать маски, поддерживать социальную дистанцию и, в той или иной мере, соблюдать карантин.
И в Израиле, вдобавок к другим претензиям, посыпались на голову харедим обвинения, что плохо соблюдают все эти меры. И маски не носят, и не дистанцируются, и учебные заведения не закрывают, школы, ешивы и семинарии, и синагоги тоже. И свадьбы, и похороны продолжают устраивать многолюдные. И в целом менее серьезно относятся к этому делу.
И вот, смотрите, процент заражения у них более высокий, чем у других. Но локдаун вводят не только в их городах и общинах, а по всей стране, иначе, мол, дискриминация. И приходится всем страдать из-за них, терпеть ужасные экономические последствия.
А также и больницы переполняют, в результате чего для других остается меньше мест. Да и просто заражают других.
Как же вам не стыдно! О соблюдении Торы так печетесь, а к здоровью и жизням, своим и чужим, относитесь наплевательски!
И что тут скажешь?
То есть, помимо того, что и другие израильтяне не слишком строго все соблюдают. Евреи вообще народ строптивый, а израильские евреи еще и выработали «ближневосточный» характер, которому не очень свойственна дисциплина и сдержанность. Так что вообще чудо, что здесь кто-то что-то соблюдает.
И когда в последний раз был в ближайшем светском городе, то сам видел, что там с масками и дистанцированием было не лучше городов харедим, а то и хуже.
Но это, конечно, не оправдание, никто этого слышать не хочет. Особенно когда харедим так выделяются на общем фоне своей внешностью и обычаями: естественно, на них больше фокусируется внимание и камеры, вот и приходится в большей степени нести ответ.
И что же можно ответить?
Во-первых, даже если соблюдать все ограничения, общество харедим устроено так, что труднее избежать заражения. Семьи большие, многодетные, и живут скученно. Так что процент заражений в любом случае был бы больше других.
Более того, как обратил внимание светский журналист Хавив Ретит Гур, у харедим жизненное пространство организовано иначе, чем у других групп населения. А именно.
Поскольку размер квартир харедим обычно примерно такой же, как у других, но рождаемость гораздо более высокая, квартира не может быть в такой же степени местом пребывания и жизнедеятельности для всех членов семьи. Для этого она действительно слишком тесна. И общество харедим устроено так, что бо́льшую часть времени дети проводят вне дома, в разных учебно-воспитательных учреждениях: школах, кружках, ешивах. Если в светском Израиле дети учатся в школе примерно до 2 ч. дня, то у харедим - спокойно до 6 ч.
По словам Гура, в отношении общества харедим воистину справедливо английское выражение: «Чтобы воспитать одного ребенка, нужна целая деревня». Действительно, хотя родители и воспитывают детей, система образования выстроена так, что и она берет на себя большую долю ответственности за это дело, и физически позволяет детям находиться в учреждениях огромную часть дня.
Поэтому квартиры служат местом не столько для дневной деятельности, сколько для ночлега. Как в больших городах окраины и пригороды часто по факту являются «спальными районами», так и дома харедим - «спальные квартиры».
Но поэтому связанный с коронавирусом лоукдаун особенно сильно ударил по харедим. Для них оставаться дома целый день - в гораздо большей степени невыносимо, чем для других. Их квартиры не предназначены для пребывания всей многодетной семьи в течение всего дня. Это ад. Все дети дома - значит, неизбежный постоянный шум, ор, конфликты и слезы. И в этих условиях родителям - еще и работать или изучать Тору! Суметь хоть как-то сосредоточиться, тем более расслышать коллег в зуме…
Это не значит, что менее строгое соблюдение карантина правильно. Но это значит, что прежде чем осуждать, надо понять.
Во-вторых, это обвинение, как и многие другие, несправедливо выдвигать против харедим как единой массы, ибо на самом деле это весьма не однородное общество, есть в нем самые разные группы и течения, и отношение к ограничениям тоже разное.
Так, нарушают ограничения больше те группы, которые и по другим вопросам занимают более крайние позиции, и более непримиримы в отношении государства. Тогда как те харедим, которые более склонны к взаимодействию с государством, соблюдают и ковидные ограничения более строго. И несправедливо винить тех, кто старательно надевает маски, в поведении тех, кто этого не делает.
Хотя на самом деле, конечно, понятно: здесь получается то же, что и со всеми другими прегрешениями, в которых уличают харедим. А именно: поскольку харедим выделяются на общем фоне, ведут свой особый образ жизни и во многом предстают как «чужие», действует известный принцип: если посадили любого другого человека за кражу, то он вор, а если одного из харедим, то они воры.
Нет, скажут, ты не виляй, а объясни, почему по факту многие харедим не соблюдают ограничения со всей строгостью, а кое-где вообще едва носят маски, а то и устраивают многолюдные сборища вопреки правилам? Им что, плевать на свое и чужое здоровье, и на саму жизнь?
Нет.
Проблема в другом.
Слышал я как-то то ли притчу, то ли быль. Выходит современный посетитель музея при концлагере под впечатлением увиденного и замечает: говорят, у евреев паранойя. Возможно. Но на это у них есть причины.
Харедим - продолжение того народа, каким еврейский был всегда. Если современное общество - продукт последних веков, а израильское - буквально последнего века, то харедим - последних четырех тысяч лет. За которые с ними - то есть с еврейским народом - чего только не случалось.
Помнится, видел в детстве в каком-то комиксе выражение: «память у меня хорошая, но короткая».
У харедим память хорошая и «длинная». По сей день соблюдаем траур по Храму, разрушенному 2000 лет назад. Празднуем и Исход из Египта, произошедший более 3000 лет назад.
Помним, и как началось то, египетское рабство, из которого нас понадобилось освобождать: «И встал новый царь над Египтом… И сказал своему народу: вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте, исхитримся [против] него, как бы не умножился…» (Шмот 1:8-10) И провозгласил фараон великую стройку, в участие которой привлек всех патриотически настроенных граждан, желающих проявить благодарность своей стране. И евреи пошли, и были восторженно приняты в ряды комсомольцев-добровольцев… а потом было устроено так, что уже нельзя было отказаться от добровольного труда. И только колено Леви, которое отказалось участвовать в стройке, избежало порабощения.
А египетское изгнание, во всех его аспектах, было корневым и содержало в себе зачатки всех остальных. Много было в истории фараонов и правительств, которые предпринимали действия с целью «предотвратить умножение» евреев. А то и откровенно их уничтожить. Или хотя бы отучить от их «отсталой» религии. И делалось это нередко без открытого провозглашения этой цели, а «хитростью». Мол, для вашего же блага. А если и откровенно стремились отучить от религии - то для того, чтобы «цивилизовать», «интегрировать в современный мир».
Нацисты тоже во многих случаях не говорили евреям, что собираются с ними делать, а только объясняли, что переселяют их на новое место для «новой жизни», в которой они смогут «трудиться». И евреи верили, потому что - это же культурные немцы, не могут быть правдой слухи…
Единственным способом во всех подобных случаях избежать плачевной участи было - не следовать указаниям и инструкциям правительства, не доверять его объяснениям и заверениям. Пусть это и означало действия за рамками закона: уж лучше быть живым нарушителем закона, чем законопослушным покойником.
И многие законы, введенные российскими царями, особенно Николаем I, были устроены так, что их соблюдение неминуемо вело к уничтожению еврейской жизни. Поэтому единственным способом выжить было - нарушать законы, подкупать чиновников и т. д. - «благо» в России законы и чиновники всегда были такими… гибкими.
Такой вот опыт вынесли харедим из своей многотысячелетней истории.
Но, позвольте, то были нееврейские фараоны и фюреры, антисемиты. А здесь - еврейское государство.
Да, основано это государство евреями. Но отошедшими от религии, и имевшими примерно такие же идеи и планы о «цивилизации» тех, кто еще придерживался ее. Особенно вначале, когда горели идеей сионизма и создания «нового израильтянина». Что проявилось, например, когда организовали иммиграцию евреев из мусульманских стран типа Йемена. Те евреи были совсем не похожи на ашкеназских, вестернизированных основателей государства, они были «восточными» по характеру и образу жизни - и весьма религиозными. Так благородные воспитатели пытались их «цивилизовать» - прямо при сходе с трапа обрезали пейсы, помогая таким образом отделаться от «старомодных» обычаев и обрести новую идентичность.
А потом еще пропали сотни детей таких репатриантов, родителям сообщили об их смерти, но тела и могилы не показывали. Что породило обвинения в похищении детей и усыновлении ашкеназскими евреями, или в проведении над ними медицинских опытов. Причем полностью так и не прояснилось, что там было, и буквально на днях было объявлено о выплате компенсации пострадавшим семьям - очередная попытка как-то утрясти это дело.
Итог всего этого: религиозные евреи - чрезвычайно «пуганые животные». Такой уж многовековой - нет, многотысячелетний - опыт. Поэтому на любые инструкции и указания от светских властей, которые по факту затрудняют соблюдение религии, первая реакция - подозрение, что «опять они пытаются уничтожить нашу религию, наш мир, нашу сущность». Это выработанный веками рефлекс. «Нет, нельзя подчиняться и следовать инструкциям, это никогда не приводило к добру». «Знаем мы их, выдумали там что-то или преувеличили».
Да, это паранойя. Но у нее есть причины. (Да и общий фон, где слышны возгласы о том, что «этих харедим так много развелось», и «надо лишить их денег, закрыть их ешивы»…) И следствия: далеко не все, но многие харедим относятся к инструкциям и объяснениям властей с большим недоверием, потому и не считают соблюдение введенных правил очень важным. Они воспитаны на том, что очень важно - жизненно необходимо - чтобы дети в школах и юноши в ешивах постоянно изучали Тору. Что без этого мы как рыба без воды. Что это надо поддерживать в любых условиях, даже катастрофических - нет, особенно катастрофических. Что это особая заслуга перед Б-гом, от Которого в конечном итоге зависит исход любых событий - и эпидемий. Что именно Тора обеспечила нашу сохранность все эти тысячелетия, вопреки всем пандемиям и геноцидам.
Нет, на самом деле та же Тора четко повелевает нам следить за своим здоровьем, а ради спасения жизни нарушать почти все заповеди, включая Шабат. Поэтому правильное поведение - именно тщательное соблюдение всего, что реально поможет избежать заражения. И огромная доля харедим так и делает. Но поскольку, как сказано, указания и инструкции поступают от светского правительства, которое в силу исторических факторов не пользуется полным доверием харедим, важно понять всю комплексность ситуации и разрулить ее соответственно.
Теги: Политика, Ортодоксальные евреи, Актуалия, История еврейского народа, коронавирус, единство еврейского народа, государство Израиль, Египетское рабство, Харедим, Взаимопонимание, Карантин.