Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Грешник, знающий, что он грешник, лучше, чем праведник, знающий, что он праведник»Провидец из Люблина

Прав ли Константин Богомолов?

Отложить Отложено

Какой широкий резонанс вызвал «манифест Богомолова» о «похищении Европы»! Как водится, одни горячо поддержали, другие столь же горячо осудили.

Один журналист возразил: подобные идеи уже звучали из уст «славянофилов». Ну и что? Кто сказал, что они не правы по определению? В самом их споре с «западниками» можно понять обе стороны.

Да и вообще, при рассуждении надо руководствоваться логикой и фактами, вне зависимости от того, с кем можешь совпасть или не совпасть.

Кто-то еще возразил: «манифест» - это обычно декларация идей в пику существующему строю у себя, а здесь - вопреки тому, что делается у них, на Западе? Но тут простой ответ: как раз Богомолов относится к российской интеллигенции, которая ощущает себя «гражданами мира» и в принципе хочет связи и партнерства с Западом. И, если критикует Запад, то хочет сказать не «Смотрите, какие они уроды, мы лучше!», а «Что вы делаете с нашим Западом!» Так что речь все-таки о «своих». И, как всегда у благонамеренной интеллигенции, стремление не столько доказать неправоту и подорвать, сколько улучшить. И в этом плане Россия в очередной раз выступает как женщина, которая может быть и помощником более доминантного партнера, и критиком, если того понесло не туда - и тогда ему не помешает прислушаться.

Да и вообще, при рассуждении надо руководствоваться логикой и фактами, вне зависимости от того, с кем можешь совпасть или не совпасть.

Итак, попробуем разобраться в том, что сказал Богомолов, и посмотреть, как к этому следует относиться.

Ангелическое и звериное

«Человек — прекрасное, но и опасное существо. Словно атомная энергия, он обладает и созидательной, и разрушительной силой. Управление этой энергией, ограничение ее разрушительной силы и поощрение созидательной — высокая задача. Задача построения сложной цивилизации в опоре на сложного человека».

Тут, конечно, все правильно. Тора давно сказала, что Адам - «человек» - так назван потому, что может уподобиться (адаме) Всевышнему с одной стороны, но с другой - взят из земли (адама). Есть в нем и небесная, и низменная составляющая. Склонность к добру (йецер а-тов) и к злу (йецер а-ра). Любая черта характера и любая энергия может быть направлена в ту или иную сторону, в этом и состоит свобода выбора человека. Его - цель выбрать добро, направить энергию в нужное русло.

 «Звериное - это такая же природная и органическая часть человека, как и ангелическое».

Это тоже верно, и именно так можно определить низменную составляющую человека.

Более того, с этой звериной частью даже не всегда надо бороться - скорее, тоже контролировать и направлять, когда и куда надо.

С наступлением Адара - больше жизни

Как раз сейчас начался еврейский месяц Адар. По словам мудрецов (Таанит 29а), «с наступлением Адара следует прибавить радости». Но в чем заключается эта радость?

В том же, что и радость, которую надо «убавить» поздним летом, «с наступлением месяца Ав», из-за траура по разрушенному Храму. Тогда надо воздерживаться от музыки, вина и мяса. Значит, сейчас - добавить всего этого.

Музыка и вино - понятно, способствуют радости. Но мясо?

Об этом уже говорили: употребление мяса - не просто прием пищи, а вливание особой, «животной» энергии. Ибо убивать животное и пожирать его мясо - это по-хищнически. Но - иногда не помешает озверин. И не только потому, что иначе некоторые наглые мыши жить не дадут. В жизни вообще трудно чего-либо достигнуть, если нет энергетики и определенной «спортивной» злости. Иногда надо уметь «рвать», как хищник, делать рывок, преодолевая препятствия - особенно свою лень.

Как, например, сейчас. Когда, чтобы доказать неправоту Амана, обвинившего нас в том, что «заснули» и разленились в выполнении заповедей, надо досрочно выйти из зимней спячки. Разбить лед в начале весны. Разморозиться. Здесь поможет разогреться музыка и вино. Последнее раскрепощает, дает чувство падения барьеров и нежданно расширившихся возможностей. Это и есть опьянение, но вовремя и без крайностей оно бывает полезным. И мясо тоже - вливание «животной» энергии, которое сейчас не повредит. Эй, товарищ, больше жизни! Поэтому и в праздники «радость» - в поедании мяса (Псахим 109а). Не просто веселье, но особая энергетика.

Но, конечно, регулировать надо. Поэтому во второй половине лета уже наступает «перегрев», и, если не остановиться, можно совсем озвереть и разорвать на части не тысячу чертей, а тысячу друзей, прийти к беспричинной ненависти. К разрушению Храма Римом, силой Эйсава, которую потом унаследовал христианский мир и современный Запад.

Да, в Эйсаве тоже очень даже есть и человеческое, и звериное - и последнее ему далеко не всегда удается контролировать. Так, уже сам Эйсав, придя с охоты, на которой убил человека, завидев похлебку Яакова, взревел: «Влей мне этого, этого, красного!» Раши поясняет: «Я разину пасть, а ты мне влей, побольше»! (Берешит 25:30) М-да.

А на протяжении истории - как это описано в «манифесте»:

«Так развивался западный мир вплоть до новейших времен. Сдерживая религией, философией, искусством и образованием темные стороны человека, но и позволяя тьме через те же клапаны вырываться наружу, подобно пару из перегретого котла».

Итак, все римские разрушения Храма и гладиаторство, все Крестовые походы, религиозные войны и инквизиции, все казачьи погромы и Наполеоновские войны - это «выпуск пара». Ну-ну.

«В XX веке атомная энергия, которой является человек, вышла из-под контроля. Человеческим Чернобылем стал нацизм».

Что ж, хотя бы в этом признаем, что случилась-таки передозировка озверина и выход энергии из-под контроля…

Антизверь

А вот теперь интересно:

«Шок и испуг Европы перед этим взрывом первобытного в человеке оказались слишком велики. Освободившись от нацизма, Запад решил застраховаться от «атомной аварии», ликвидировав сложного человека... Европа испугалась в человеке зверя, не понимая, что звериное — это такая же природная и органическая часть человека, как и ангелическое. Не в силах интеллектуально и духовно преодолеть последствия нацизма, Европа решила кастрировать сложного человека. Кастрировать его темную природу, навсегда замуровать его бесов».

Имеется здесь в виду то, что мы здесь назвали переходом господства от Запада-Эйсава к Востоку-Ишмаэлю.

Какие у них характеры? Эйсав унаследовал у отца Ицхака рассудительность, сдержанность, дисциплину и трудолюбие, но довел его строгость до крайности - гордыни, нетерпимости и жестокости. Результат: с одной стороны, работа мысли, цивилизация и прогресс. Но с другой - то и дело вырывается наружу «зверь», чтобы разорвать на части всех, кого он терпеть не может. Всех, кто недостаточно соответствует его понятиям о «правильной» религии, идеологии, расе, а временами и просто виноват в том, что хочется ему кушать.

Ишмаэль - противоположность. У отца Авраама он унаследовал милосердие, гостеприимство и любовь. Но довел его мягкость до крайности - вседозволенности, бесстыдства, ломки всех рамок и ограничений.

Как уже говорили, по словам Торы (Берешит 28:9), Эйсав женился на дочери Ишмаэля, и это, возможно, намек: в их отношениях Эйсав играет роль «мужчины», а Ишмаэль – «женщины». Женщина не может силой противостоять насилию со стороны мужчины. Но он может быть очарован ею и влюбиться в нее. И тогда сам встанет на колени и все ей отдаст.

Похоже, что такой поворот произошел в послевоенное время. Ужаснувшись тем, что крайность культа силы и расизма Эйсава довела до мировых войн и Холокоста, мир, в том числе и сам Эйсав, метнулись в противоположную крайность. Теперь белые европейцы-христиане не презирают другие расы, а наоборот, влюблены в них и вечно виноваты перед ними и должны им. Встают на колени - теперь уже буквально! И обсуждают, не должны ли праправнуки господ выплатить репарации праправнукам рабов.

Колониализм – не право, а грех. Эйсаву следует не насаждать свои поселения в странах Ишмаэля и связанного с ним «третьего мира», а, наоборот, пускать Ишмаэля к себе навеки поселиться. Не строить «чистое» расовое общество, а, наоборот, культивировать «многообразие».

И вообще, теперь всегда прав не сильный, а слабый. Не мужчина, а женщина. Эйсав-мужчина может оставаться «главой семьи», но известно, кто на самом деле в доме главный, кто всегда прав, а кто виноват. И готов Эйсав терпеть любые выходки и истерики взбалмошной дочери Ишмаэля, вплоть до битья посуды и небоскребов. Ну да, бывает у нее, но… она хорошая! Это мирная религия! А кто хоть слово скажет о моей любимой, тот презренный исламофоб! Расист!

Да, укротили Эйсава. Очень! Настолько, что Богомолов описывает это даже не попыткой надеть намордник, а более радикальной мерой.

Но на самом деле зверь все еще там, только теперь он влюблен не в себя, а в дочь Ишмаэля - поэтому тут даже не столько ее давящий каблук, сколько его собственное помешательство на новых идеях, пришедших в голову под воздействием этой влюбленности - и преследование их оппонентов с такой же нетерпимостью. Хотя эти оппоненты - внутри самого себя.

Новый нацизм - или коммунизм?

«Запад декларирует себя как общество, «заточенное» на реализацию личностных свобод. На самом деле сегодня Запад ведет борьбу с человеком как со сложной и трудноуправляемой энергией… Современный западный мир оформляется в Новый этический рейх со своей идеологией — «новой этикой». Национал-социализм в прошлом. Перед нами этический социализм…»

Ну, что касается сравнения с нацистским Рейхом, тут, конечно, можно назвать преувеличением. Любят сегодня все стороны любого спора сравнивать оппонентов с Гитлером и нацистами, и это чаще не столько доказательство неправоты, сколько способ заткнуть рот: мол, ты как Гитлер, а значит, не прав по определению, тут и спорить не о чем.

Но имеется в виду скорее, что нацизм стал эталоном зла и той крайностью Эйсава, которая, шокировав мир, толкнула его в противоположную крайность. Поэтому неплохо помнить, от какого типа крайности мы стремимся уйти, и проверять, не заносит ли нас в аналогичный.

Конечно, ходить по улицам Западных городов сейчас не так опасно, как еврею по улицам немецких городов при нацистах. Хотя это отчасти потому, что еврей мог физически выделяться, тогда как сегодня о своих взглядах можно помалкивать.

Так что тут скорее можно сравнивать с советской системой, в которой упор был на идеологии. И действительно, уже многие сравнивали современных Западных борцов за равноправие с коммунистами. В корне - то же желание разрушить «мир насилья» и построить новый мир справедливости, где все равны. Но - та же крайность: фанатичная уверенность в своей правоте, склонность видеть в оппонентах злодеев и стремление «освободить» от них весь мир, основать один большой Союз Либеральных Демократических Республик. (Ну, или Соединенные Штаты Мира.) И - воздать «бывшим» за все «грехи» прошлого, за «привилегированность», поставить на колени, отобрать и поделить. С этой точки зрения понятнее следующее:

«Этическая чистота пришла на смену расовой чистоте. И сегодня на Западе исследуется под микроскопом не форма носа и национальная принадлежность, но этическое прошлое каждого успешного индивида: нет ли там, в глубине десятилетий, какого-нибудь хоть небольшого, но харассмента, абьюза или просто высказывания, не соответствующего новой системе ценностей. И если есть — падай на колени и кайся».

Да, когда господствовал высокомерный Эйсав, было важно благородное происхождение - то из «правильной» расы, то из «правильного» класса: сначала именно элиты, потом - именно «из народа», который «на самом деле» благороден. Теперь это жало Эйсава обращено на самого себя: если ты «бывший» человек-зверь - Эйсав, горе тебе, даже если давно улучшился и убил в себе зверя. То есть даже раскаяться и упасть на колени не всегда помогает, как не помогло столь многим в 37-м году. Тогда, если кто-то хотел избавиться от неугодного соседа или коллеги, достаточно было донести, куда надо, что тот троцкист или «контра». А теперь - что тот когда-то кого-то подверг харассменту или просто рассказал анекдот или что-то твитнул о меньшинствах. MeToo him!

«Трансграничность общества, глобализация - это часть создания новой тоталитарной империи. В старые времена диссидент имел возможность покинуть свое общество и обрести новое. Границы страховали свободу личности: многообразие этических и ценностных систем создавало возможность для человека найти свою - или максимально его принимающую, или просто не мешающую жить - среду обитания и реализации. Новая этическая империя жаждет экспансии и унификации обществ. Так создается новая глобальная деревня, где несогласному не скрыться от блюстителей этической чистоты».

Ну, здесь уже преувеличение. Как раз в прошлом диссиденту было трудно, а то и невозможно покинуть свое общество. Тогда как сейчас можно просто не быть в соцсетях. Как гласил недавний заголовок одной статьи в Западной прессе: «Трампа навсегда забанил Твиттер. Вот повезло!»

Но Богомолов, наверное, имеет в виду то, что раньше, в мире Эйсава, страны были изолированы друг от друга, и граждане каждой страны были под властью и влиянием только ее властей. А теперь - также и под влиянием трансграничной толпы в соцсетях.

Да и Западные государства забыли о понятии суверенитета и требуют от всех соблюдения таких же норм, какие считают правильными они, а когда могут, то и навязывают силой. Так что насчет жажды «экспансии и унификации обществ» все-таки верно. Как сказано, хотят установить новый «либерально-демократический» Советский Союз.

И верно, что и он будет тоталитарной империей, в которой тому, кто имеет мнение, отличное от господствующего, лучше помалкивать. А то донесут не в государственные спецслужбы, а в соцсети, и там толпа быстро потребует казни, по крайнем мере, чтобы «погиб в общем мнении», был «отменен» (cancelled). Как Богомолов продолжает:

«Идеальным инструментом этой новой репрессивной машины стали социальные сети. Ее условными сотрудниками — все «добропорядочные» и «сетево» активные граждане. Они не носят форму, у них нет дубинок и шокеров, но у них есть гаджеты, обывательская жажда власти и потаенная страсть к насилию, а также стадный инстинкт. У них нет юридических прав, но они берут себе моральное право. 

В нацистском государстве художник мог лишиться работы и жизни из-за своего «дегенеративного» искусства. В «прекрасном» западном государстве будущего художник может лишиться работы, поскольку поддерживает не ту систему ценностей. Впрочем, уже не только художник, фигура влияния. Ситуация развивается стремительно, и сегодня любой скромный научный сотрудник какого-нибудь заштатного американского института или просто мирный и вполне себе успешный студент может быть изгнан из стен заведения за «не то» мнение о текущей политической или общественной жизни. А так как осуществляет эти репрессивные меры общество, а не государство, репрессии именуются акцией общественной солидарности, освящаются праведным гневом «свободных» и «прогрессивных» людей, требующих от несогласных присесть на колено и в этом случае готовых милостиво даровать им право работать и творить. Так человека подводят к самокастрации как единственному способу выжить в этом новом оруэлловском государстве».

Да, все это верно. Теперь под влиянием дочери Ишмаэля нетерпимость Эйсава направлена на самого себя, на зверя в себе, с которым он гуманно и цивилизованно расправляется.

Или религиозный фанатизм

А также можно сравнить с религиозным фундаментализмом, что уже делали.

«Нацики сменились столь же агрессивным и так же жаждущим тотального переформатирования мира микстом квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов. А общественные ценности стали новой Стеной Плача, куда каждый несчастный, обиженный или просто непорядочный индивид может не только принести записку, но и потребовать от нового Бога - Прогрессивного Общества - внесения своей обиды, драмы, страха или болезни в список нового этического Юнеско, придания ей общественно значимого статуса, выделения под нее бюджета и создания специальной квоты во всех сферах общественной жизни. А каждый, кто скажет, что обида не стоит выеденного яйца, болезнь излечима, а личная драма — вопрос интимный, станет жертвой мощной репрессивной машины — того самого общественного мнения».

Да, Стеной Плача - ведь все религии и идеологии Эйсава и Ишмаэля, будь то христианство, коммунизм, ислам или теперешний ультраортодоксальный либерализм Запада - ереси иудаизма, отклонения от его центрального ствола в крайности.

От диктата ненависти к диктату любви

А вот это метко: «В нацистском обществе человека стали натаскивать как собаку на ненависть к иному. В Новом этическом рейхе человека натаскивают на любовь и лишают права свободно ненавидеть. Ты больше не можешь сказать «я не люблю…», «мне не нравится…», «я боюсь…».

Это означает: крайностью строгого Эйсава была нетерпимость и ненависть. А крайность мягкого и теплого Ишмаэля - это чрезмерная любовь. Запрет на неприязнь к чему-либо.

Более того, запрет на любой негатив. И даже на естественный страх: не можешь сказать не только «мне не нравится», но и «я боюсь».

Да, теперь разговор о любых опасностях - особенно со стороны Ислама, его терроризма, и прочих связанных с ним сил - называется на Западе «fearmongering» - «нагнетанием страха». Нельзя бояться Ишмаэля или любых пагубных влияний ЛГБТ - они должны быть не страшны по определению. А если страшны - смотри пункт первый.

Не зубастый, и не беззубый волк, а верный пес

Современный Запад хочет ликвидировать «того сложного человека, которого… описывал Достоевский: одновременно высокого и низкого, ангела и дьявола, любящего и ненавидящего, верующего и сомневающегося, рефлексирующего и фанатичного. Европа испугалась в человеке зверя, не понимая, что звериное — это такая же природная и органическая часть человека, как и ангелическое».

Да, это важно отметить: мы настолько привыкли к идеалу «интеллигентности», что для многих из нас действительно лучше кота Леопольда ничего быть не может - надо только от этих мышей как-то избавиться… Но когда мы говорим, что прошлые поколения были на более высоком уровне, это значит не просто, что люди тогда были более праведными, но что они были более мощными, масштабными, «крупнокалиберными». Богатыри - не вы. Что наше состояние - результат измельчания.

Поэтому у тех людей все было мощнее и масштабнее: и добро, и зло, и чувства, и эмоции, и вообще вся жизнь. (Не путать с мощностью и развитостью технологий: сейчас мощные машины, но управлять ими может хилый человек нажатием пальчика. А вот столько же Торы этот человек не изучит и не запомнит, да и симфонию, как Чайковский, не напишет, и такую же страсть не проявит.)

И физически тоже. И человек, и окружающая его природа. Как говорят мудрецы (Сота 48а), после разрушения Храма фрукты утратили свой вкус (или «свой жир»). Хотя они и сегодня могут быть вкусными, раньше была другая сочность.

И в целом все было более «сочным», полным жизни, кипящим ею.

Но Эйсав, которого описал Достоевский, довел это кипение до точки кипения - и теперь мир кинулся в другую крайность: удаление этой жизненной силы.

 

А как надо?

Евреям всегда можно было убивать животных ради приношения, а там и поедать их мясо - более того, как сказано, в этом заключалась заповедь «радоваться». И почему это не по-хищнически?

Потому что о мясе приношений сказано: его получают «с королевского стола» (ми-шульхан гавоа). Человек убивает животное не для себя, чтобы пожрать его мясо, а чтобы принести его Б-гу. Он приходит в гости к Начальнику и приносит что-то для Его стола. А Начальник приглашает гостя за Свой стол и милостиво разрешает вкусить с него яства. То есть так человек не загребает себе, хищнически, агрессивно. Он дает, подносит Б-гу, а сам получает только по Его милости.

Нет, мясо остается мясом, так что он все-таки ест, не совсем сложив лапки, как заинька. Но теперь это также не хищный волк. А верный пес. Да, если надо, может зарычать и разорвать. Но все-таки он главным образом служит Хозяину. И с Его стола получает куски мяса.

Таким можно быть «зверем»: домашним, верным другом Б-га, а также и ласковым, и нежным. Не таким, каким был всегда Эйсав - хищным волком, но и не таким, каким он становится под влиянием Ишмаэля - совсем беззубым и лишенным энергетики.

Но таковой была роль Ишмаэля на всем протяжении этого изгнания - уравновешивать Эйсава, его крайности. Видать, и здесь, после всех крайностей Эйсава последнего века, его мир должен переболеть другой крайностью. Что ж, остается лишь пожелать скорейшего выздоровления…

Теги: США, Политика, америка, Германия, Актуалия, Россия, Эйсав, Ишмаэль, Гитлер, Расизм, Революция, Советский союз, Гомосексуализм, Фашизм, Коммунизм, Либерализм, Манифест, Богомолов