Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Повесть о пропасти

Отложить Отложено

С таким вот предложением выступаю. 

Крупные и тяжелые формы требуют труда и времени. Это кроме таланта и знаний. Точить камни и ловить рыбку? Нет уж. Предлагаю тему и исходный план. Вы, мои любезные редакторы и соавторы, добавите с Б-жьей помощью и разовьете. Так форма и наполнится искомым содержанием. Вероятность есть.

Достаточно предисловий, и как говорят не только на иврите - ближе к телу, לגופו שלעניין.

Давайте писать повесть. Почему про Кораха? В известном анекдоте о недобросовестном Магиде заключен серьезный ответ: о чем бы люди ни собирались говорить, всегда заденут тему зависти, подозрительности, властности, справедливости и искренности. Так что если у нас на повестке дня Корона или парашат Хукат, моральный или алахический разбор, карьера или свадьба, всегда уместно вспомнить о Корахе. И чтоб не было такого среди нас!

 

Недостатки окружающих особенно болезненны когда напоминают о своих собственных. Заезженно. Да.

Но когда на таком утверждении настаивают специалисты, надо прислушаться – כל פוסל במומו פוסל Киддушин 70,2.

Тем более, если цена вопроса – собственная жизнь и жизнь еще 15 тысяч человек. А то и больше.

Но! Легче легкого быть рассудительным задним умом, а вот дело касается лидеров и маяков, и обо всем забываешь, и мчишься вдоль самолично себе раскопанного обрыва и пропасти.

 

На суд общественности были представлены обвинения. Они известны: плохое руководство – все умрут в пустыне, семейственность и протекционизм – Аарон и его дети стали коэнами, сам Моше стал царем, самый младший из кузенов обошел всех и назначен главой левитов потомков Кеата, законотворческая самодеятельность необоснованна и вопиет беспочвенным волюнтаризмом – заповеди цицит и мезуза не отвечают требованиям логики, а что уж говорить о поборах в пользу коэнов!

Но в таком духе злопыхают обделенные всех времен и народов, в то время как попытки путчей нечасты. Для восстаний требуется возмущение. Требуются подозрения вопиющие и мутные, которые затрагивают большинство, подрывные и разрушительные. И требуются вожди, народные трибуны, которые не испугаются нежелательных последствий, а смело осветят туман и без ложного стыда укажут на недостатки и искажения.

 

Мидраш Танхума (Корах 10-11) режет правду-матку:

מדרש תנחומא

 (ורשא) פרשת קרח סימן י

וישמע משה ויפול על פניו מה שמע א"ר שמואל בר נחמני א"ר יונתן מלמד שחשדוהו באשת איש שנאמר ויקנאו למשה במחנה, א"ר חייא בר אבא אמר רב מלמד שכל אחד ואחד קנא לאשתו מן משה

 

В переводе звучит так: "Услышал Моше и пал ниц". Что такого услышал? Сказал рабби Шмуэль бар Нахмани, сказал рабби Йонатан: учит нас, что подозревали его [Мойше Рабейну в том, что нарушил запрет связи] с замужней женщиной, как сказано в [Теилим 106, 16] – и взревновали к Моше в лагере. Сказал рабби Хия бар Абба, сказал Рав: учит нас, что буквально каждый ревновал свою жену к Моше.

(Полностью повторено в Санедрин 110,1. Приведено частично также в Моед Катан 18,2)

Как такое могло уложиться в головы поколения горы Синая?! Ладно, если только Датан с Авирамом, известные подлецы, провокаторы и пр., давние антиподы Мойше Рабейну. Но что должно было произойти с сознанием Кораха, да и всех остальных, чтобы думать о такой невообразимой низости? 

Теперь - почва для развития, по пунктам:

 

1.            Корах пошел к супруге за советом. С чего бы это он? – Зоар, Тазриа, обрили и помахали – киреах, лысый

2.            Жена – стимул и вызов к развитию и достижениям. Если уважает и принимает, то не станет подбивать на опасные и вздорные поступки

3.            Ее уважение есть результат и отражение собственного самоощущения мужа. Женщина – усилитель

4.            Сравнение с Мойше и с Аароном очевидно не в пользу Кораха, провоцирует ревность

5.            Всякий, кто стремится занять чужую позицию, подрывает свой настоящий авторитет и рискует, пожелав чужого, остаться и без своего собственного.

6.            Эшет иш – супер чужое, жена – сверх "Я" человека, без жены – не человек (Евамот, 63,1). Удар по жене – удар по душе, потеря ступени, страшнее убийства (Маараль, Нетив Аават Реа – Путь любви к ближнему, гл. 1)

7.            Проблема поколения – пророк в отечестве, 7-ой принцип Рамбама: исключительность Мойше Рабейну и его пророчества. צורה מוטבעת בחומר או צורה נבדלת

8.            Исключительность МР – он всеобщ, его существование самостоятельно, он параллельная и равная величина всему еврейскому народу. В отличие от всех и каждого, не является частным случаем, а наоборот – правилом. И потому, (тут есть пять объяснений в Маарале, выберу одно) весь народ, включая женщин, принадлежит ему и сочетается с ним. Повод для возмущения!

9.            Непонимание порождает недоверие, потом критику, а исключительность МР определяет глобальность и глубину кризиса. Он поражает всех и все в опасности провалиться под землю.

10.          Особо рьяные ревнители страдают первыми и ярче других – одних поглощает земля, иных – сжигает пламя. Просто ревнивцы погибают от эпидемии. Подозревали и обвиняли в покушении на чужую собственность и на общественное положение – потеряли проглоченную собственность и сгорели на чужой работе.

11.          Корах – мудрец, богач и аристократ обнаруживает свой дефект (….), а за такое платят по счету и без рассрочки, и пропадает как последний дурак.

12.          Всех оставшихся спасает воскурение.

13.          Жизнь – воскурение души

14.          Дальше – служение Б-гу в противопоставлении идолопоклонству, брак – против разврата. И там будет по гмаре Мнахот и Авода Зара.

 

Пишите, ждем.

Теги не заданы