Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мойше Штейнберг

Разговоры и размышления о самоощущениях русского еврея до и после кирува. В литературной, но национальной форме. О вопросах совершенно частных и о глобально общественных

Все записи автора списком

Жечь или не жечь?

Отложить Отложено

Вчера была суббота. 

Мы победили. 

В 85-ом красиво так было. Мальчику 11 лет запоминается. Ночь над главной площадью, люди держат в руках горящие факелы. Сотни, много сотен огней. Папа рядом. Вся семья вместе. Все вместе, весь город. Теплая ночь. Все на площади - победители.

Факелами отмечали Победу. 

Перед субботой мы зажгли свечи. Завтра загорятся костры. Память, праздник, надежда - пламя знаменует собой изменение к лучшему. 

Или - тотальное разрушение каленым огнем, проклятие. 

Общий знаменатель обратных друг другу задач. Уничтожение хамца - гордеца и наглеца перед Песахом с одной стороны костра, и перелом, переход к двум пышным хлебам Шавуота с другой. 

До сегодняшнего дня мы просто отстраивали сердце, 32 равно לב, чтобы было не каменным, не надменным. Завтра и дальше - семнадцать мгновений весны. Шаги к победе, а в конце этой лестницы станем добрее. 17 равно טוב. Тов - это душа, נפש. Тов, добро, душа - это связь с Б-гом. Необходимое условие и средство для жизни с Торой.

И хлеб сможет быть пышным, богатым, не заносчивым, а счастливым и щедрым. 

Параграфы текста тут рваные. Так и должно. Ведь каждый шаг надо сделать отдельно. С отдельным вкусом и с собственной расстановкой. 

Жил на Волыни один раввин лет 150 тому. В великой Российской империи (так и написал). Рав Арье Лейбуш Балоховер звали. В книге написал ответы. Назвал ее Шем Арье.  

Хорошо, когда есть вопросы, плохо, когда у людей вопросы не возникают. Тогда ответы не найти. 

А у Хатам Софера, рава Мойше Софера из тоже великой, но Австрийской империи были вопросы, сомнения и претензии. И у рава Йосефа Шауля Натанзона из Львова были. И рава Йосефа Рефаэля Хазана они тоже появились, и даже немного раньше, только в другой великой, Оттоманской. 

Задавались они вопросами о Лаг ба Омере, об обычаях этого дня, и вообще о целесообразности и обоснованности особого к нему радостного отношения. В чем, собственно, знаменательность?!

В честь какого чуда? Нигде в Талмуде на этот день нам не указывали. Одежды зачем на факелы переводят? И разве не лучше было бы, чтоб цадик не оставлял нас и давайте обратим внимание: 7-го Адара мы праздников не устраиваем, а совсем наоборот, хоть и Адар на дворе?!

И все-таки не стоит в этот день грустить. Опасно даже (Маген Авраам). Есть достойный повод и рациональное объяснение: чудо было! Просто было оно необычно для чудес долгим, протяженным на наше счастье на многие годы. 

Рабби Шимон позволил себе критически оценить достижения римлян. Пошли разговоры. За разговорами неминуемо последовали приговоры. Окончательные и не подлежащие. Пришлось скрываться. Но не пришлось далеко. Рабби Меиру, например, пришлось бежать аж в Бавель. Ну разве не чудо?! Более 12-ти лет - и не нашли! И никто не стукнул куда надо, и куда не надо. А ведь стучали же вначале - ну не чудо ли?! И что есть большее свидетельство чуда долгой жизни, чем достоверная, вполне материальная могила, целый фамильный склеп - а ведь в то время казненных по подозрениям в антигосударственной деятельности не то что с почетом, и без такового не хоронили - оставляли на поругание. Чудо, чудо, чудо! Умейте только почувствовать и оценить.

Вот в таком кратком переложении подход Шем Арье к вопросу Хатам софера.

И все же, речь идет о днях памяти о невыживших мудрецах, о столь многочисленных учениках рабби Акивы. О трауре, заслонившем собой радость почти праздничного уровня (Рамбан), которая должна была быть лейтмотивом дней подъема к Синаю. 

По мнению Шульхан Аруха, основанному на Мидраше, 33 день отсчета Омера был последним днем эпидемии, поразившей мудрецов. И (Биур Агра) подобно тому, как в 40-ой год выхода из Египта прекратился страшный "обычай" умирать 9-го Ава, а 15-ый день этого месяца стал праздником жизни, благодарности и очищения, как Йом Киппур, так и Лаг ба Омер стал счастливым днем отступления смерти. 

Ну а если сравнить потери - на войне, как на войне? И 15 тысяч воссташих из могил 15-го Ава насколько значительней 5-ти оставшихся учеников рабби Акивы? 

Меряем не количеством, и даже не личными качествами и заслугами. Меряем передачей Торы. И по Гаону выходит, что раби Шимон и его соученики передали нам все то,что нам следовало получить от рабби Акивы. Они похожи этим и близки вышедшим из Египта и восставшим из могил. 

Б-гу за это спасибо. А нам - праздник. Есть серьезная причина для веселья. 

Рабби Шимон бар Йохай за свою долгую жизнь успел так плодотворно потрудиться, так много открыть и исправить, что по достоинству мог оценить и приветствовать день своего ухода, назвать его свадьбой - Илулой. И нам велел, ведь этот день благодарности, за полностью реализованную, подлинно достойно прожитую жизнь. Ну разве не праздник?!

И вот нам яркий намек - день прекращения мора не стал днем преждевременной смерти Рашби, но стал его Илулой. Могила не стала местом плача и расставания, но стала свидетельством об успехе и победе. Поддержкой нашей молитве и нашему служению. 

А возвращаясь к огню, вспомним, что из-за него рабби Шимону пришлось еще на целый год вернуться в пещеру. Огнем действительно следует пользоваться с необычайной осторожностью. Путь к Б-гу пролегает только по дороге милосердия. Примерно так говорил Маараль. Надо полагать, рабби Шимон довел до совершенства умение оперировать огнем. Способностью справедливо судить.

Чтобы прогонять смерть.

 А насчет факелов из дорогой одежды тоже нашелся хороший ответ. Но очень уж метафизический. Получите удовольствие, поищите сами.

Лаг ба Омер самеях! 

 

P.S: очень хочу дожить до избавления, для того и указываю на книгу "Хикрей Зеев" рава З.В. Харлапа - оттуда и подчерпнул. А чего не донес в ладонях - черпайте сами:) 

 

 

 

Теги не заданы