Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Свечи для Виви». История из жизни

Отложить Отложено

Когда Виви родилась, ее родители долго думали: как ее назвать. Как и многие молодые русскоязычные пары в Израиле они больше склонялись к американскому или европейскому варианту имени.

Бабушка тоже была «за»:

— И правильно, а то эти израильские имена, точно клич краснокожих: «Ор! Зоар! Доар!»

— Доар, вообще то, почта, — пояснила Аня — молодая мама.

— А то, и правда, — вставил Дима — папа, — назовем ее «Электронка!»

— Ну, «Электронкой» я бы не стал звать, а вот Электричкой… — предложил навсегда пронзенный ностальгией дед (так-так: полустанки, вагончик тронется, дачные домики…)

Всё это время Виви — тогда еще они не знали, что это Виви — спала себе тихонько в новенькой — цвета светлого бука — кроватке, но когда услышала про «Электричку», то возмутилась, проснулась, заплакала и тем самым — прервала обсуждение. А потом она стала Авива (Весна — в переводе), а любовно-сокращенно — Виви, но высказаться ей по этому поводу не дали, собственно, ее никто и не спрашивал.

Когда пришло время отдавать Виви в садик, снова клубились круги сомнений, что не редко в нашей жизни, и что опять же не редко — Виви и на этот раз никто не спрашивал. Она пыталась насадить кольца пирамидки на ось, а ее родители ходили вокруг да около — вокруг нее и вокруг обсуждаемого вопроса.

Так в чем дело? А вот в чем. Надо отдавать ребенка в садик. Надо. Вопрос — в какой. Рядом с домом есть садик, прямо, можно сказать, под окнами. Вообще, надо признать, месторасположение квартиры — удачное: маленькая бакалейная лавочка, полная всякой нужной всячины, к бакалее имеющей весьма отдаленное отношение, рядом — почта, и — вот он — сад. Все бы прекрасно, одно «но». Садик — религиозный. А светский в их районе тоже есть, но значительно дальше. Зато — светский… зато — дальше… А этот, что под боком — и светские дети посещают, родителям ближе отводить, бабушкам проще забирать. И, таким образом, сомнения были решены, Виви одела последнее кольцо на пирамидку (не подумайте, что это так легко), и со вздохом была отправлена в ближайший садик (не подумайте, что это так просто).

С тех пор прошло несколько лет, Виви давно забросила пирамидку, рисовала фломастерами, с удовольствием ходила в садик, и изредка — за простейшими покупками в бакалейную лавочку.

«И тогда, — воспитательница Мири сделала драматическое лицо, — и все — все готовы принять Царицу Субботу, и мама берет две свечки и чиркает спичкой — Мири показала как — и зажигает свечи…»

Двадцать три девочки смотрели на Мири не дыша.

«Б-г зажигает свечи на небе, — продолжала Мири, — Солнце встает и заходит. Никто не может его остановить. Так создал его Б-г в шесть дней творения. И море он создал и траву, и зверей, и птиц, и людей. А потом была Суббота… И мама перед заходом солнца зажигает свечи… Мы знаем, кто все создал, мы знаем — это сделал Ты, а потом Ты отдыхал, и мы тоже будем отдыхать. Мы будем ждать Царицу Субботу, будем готовиться к ее приходу… И мама зажигает свечи и говорит благословение, и всем евреям на Земле будет мир…»

— Ма-ама, — тянула Виви маму за руку, — пойдем сюда, смотри. Воспитательница сказала, что… — продолжение предложения утонуло в рекламном марше.

— Ма-ама, — не отчаивалась Виви, — сегодня пятница, — Так Мири сказала!

— Гениальная воспитательница, — машинально обронила мама.

— Мири сказала, что в пятницу весь дом убирают и моют, и покупают самую вкусную еду, и…

— Совсем жизни никакой нет, — сказала мама и уселась поудобнее перед экраном, — Целую неделю крутишься, работаешь, с ног валишься, так тут приходит твое счастье и требует, чтобы ты по распоряжению воспитательницы мыла и чистила, и драила, и что там еще?..

— Еще Мири сказала, что мамы зажигают в пятницу свечи!..

— А вот это, — Аня повернулась и слегка уперла свой указательный палец в Вивин нос, — а вот это заруби себе на вот этом носу! Я! Никаких! Свечей! Зажигать не собираюсь!

Дима одобрительно рассмеялся, и родители переключили программу — против которой Вивина артиллерия (вы не подумайте, тоже не из слабых) уже не могла тягаться.

Но и этой программе пришел конец, (как и всему в нашем подлунном мире), и Аня спохватилась:

— Вивочка, слушай, сбегай вниз в магазин, купи сосисок, колы и чипсов. Запомнишь? Сосиски, кола, чипсы!

Виви прижалась носом к стеклянной двери магазинчика. Шалом — продавец — махнул ей изнутри рукой, мол, иди, не продаю больше.

Но Виви не уходила.

Прогремел грузовик, завыла сирена, из окна на втором этаже слышался телевизор. Мири сказала, что Ашем создал мир за шесть дней, и нужно зажигать свечи. И мама сварит сосиски, и они все вместе будут пить колу. Если мама сделает еще чипсы, то это будет так, как Мири сказала — Царица Суббота придет к ним.

Чужой незнакомый Виви мальчик ткнул нос в стеклянную дверь и возмущенно крикнул: — Эй, Шалом, открой! Какие у тебя проблемы? Что тебе стоит открыть? Дай мне жвачку и сигареты для брата! Открой! Ну!

Виви подвинулась и уткнула нос в другую точку двери. Ее папа тоже курит сигареты. Если поставить сигареты стоя — то они будут такие тонкие — похожи на свечи. Можно попросить у папы две — для Субботы. Но мама сказала, что не будет их зажигать. Виви почувствовала, что стекло, в которое она стояла уткнувшись, помутнело. Ну что, тогда — она — Виви зажгет их сама: для мамы и для папы.

Ей было видно, как Шалом прибирает в магазине, закрывает холодильник, что-то меняет местами, протирает.Так надо встречать Субботу — протирать, мыть, менять местами. Ведь Суббота — это необычный день, не такой, как все другие. Кричащий мальчик пнул напоследок дверь и убежал, а Виви стояла. Стояла и ждала. Ей нужно только две свечки, так сказала Мири, так нужно зажигать в пятницу, у Шалома таких должно быть много. Он сейчас все протрет и откроет ей.

Расторопное солнышко скользнуло по крыше, уселось на минуту на ближайшую антенну — тарелку, как румяная бабушкина оладушка.

— Ну, девочка, что тебе нужно? Скажи маме, чтобы в следующий раз тебя раньше посылала!

— Мне нужно две свечки, сосиски, колу и чипсы, — только теперь зайдя в магазин, Виви почувствовала, что её ноги просто задеревенели. Шалом достал из магазинного морозильника пачку сосисок, колу из холодильника, чипсы… а вот, свечи… Эта семья, насколько они ему знакомы, свечи на Субботу не зажигают, да, и, по-видимому, вообще, о таком не слышали. К тому же Субботние свечи продаются в пачках, а не по две. Значит, — Шалом сделал несложный логический ход, — родителям этой девочки нужны две поминальные свечи. Наверное, годовщина смерти кого-то из родственников, вот и вспомнили, что нужно зажигать по ним поминальные свечи…

С легким сердцем вернулась Виви домой. Папа с мамой по-прежнему сидели напротив экрана.

— Принесла колу? — крикнул папа.

— Положи сосиски в морозилку, — распорядилась мама, — сейчас кончится, будем чипсы жарить.

С экрана лились новости: «На приморском шоссе произошла крупная авария. Машина, а в ней двое — муж и жена — перевернулась и разбилась. Осталось двое маленьких детей. Полиция выясняет причины аварии».

— Несчастные дети… Димк, ужас, смотри, двое маленьких детей…

Виви достала из холодильника кетчуп. Так красиво: две толстенькие свечи в жестяных баночках с нарисованным магендовидом и кетчуп рядом. Сейчас мама сделает чипсы и это будет всё для Царицы Субботы. Виви достала спички (мама пока не видит), поставила свечки рядом и дрожащими руками зажгла. Фитилек лежал на боку и никак не хотел зажигаться. Огонек на спичке дошел уже почти до Вивиных пальцев, пока, наконец, фитилек, приосанившись, подмигнул ей крошечным пламенем, и, осмелев, превратился в настоящий огонек. Вторую поминальную свечку Виви зажгла быстрее.

Она подняла счастливое лицо и вдруг увидела в проеме кухонной двери остолбеневших от ужаса родителей.

— Смотри мама, — пролепетала Виви, — я зажгла эти свечки для вас — одну для тебя, и одну для папы…

Аня опустилась на колени рядом с Виви, обняла своего ребенка, и, глядя на нее снизу вверх, прошептала:

— На следующую Субботу я сама зажгу свечи, — обещаю тебе… — для всех нас, для тебя и для папы…

Теги: Дети, семья, История из жизни, Субботние свечи, История тшувы