Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем я это говорю? Намерение — запрещающий фактор в законах лашон ара.

Отложить Отложено

Израильский город Н-ск, август 2005-го года. Надав и Рони (в прошлом Никита и Рома) стоят в военной форме около здания синагоги Шавей Цион. Над синагогой развевается бело-голубое знамя, которoе очень хорошо сочетается с бело-голубыми кипот на головах Надава и Рони, хотя и не гармонирует с oранжевыми ленточками, которые трепещутся над их автомобилем. 

Мимо них проходит мужчина харедимного вида. Надав дает ему листовку, призывающую придти на демонстрацию против выселения евреев  из Гуш-Катифа. Прохожий отмахивается. "Меня это не интересует", говорит он и быстро уходит.  Надав недоуменно смотрит ему вслед, а потом, поворачиваясь к Рони, говорит:

Неужели ему все равно, что 15,000 евреев выселяют из их домов?                                             ´

Конечно, отвечает Ронни. ИМ главное Тору учить.         

 Дальше разговор слушать не стоит. 

Перенесемся лучше на 3 километра в другом направлении, к синагоге Шаарей Тора. Возле нее стоят Мойше и Йехиел (в прошлом Миша и Игорь), бородатые, одетые в черные костюмы и ермолки. Над синагогой, естественно, никакого знамени не развевается.

Ты слышал? говорит Мойше. Ничего у НИХ не вышло. Будут выселять, несмотря на все. Зато, может быть, научатся следовать советам талмидей хахомим, а не доверять генералам и политикам, которые Тосфос от Рашбы отличить не могут.                                                   

Вот куда их же любимое государство их и довело, согласился Йехиел. — И, вообще, ИМ больше Тору учить надо.

Дальше нам не стоит слушать. Но на Небесах слышат все. Как говорит Мишна (Пиркей Авот 2:1): "Знай, что над тобой ухо слышащее". И там услышали слова Рони и Надава о том, что, может быть, не у всех в то время было достаточно сострадания. Но там также  услышали слова Мойше и Йехиеля о том, что не все придавали достаточное значение изучению Торы. A в результате... В 20 километрах от Н-ска, в деревне Аль-Хамас, Махмуд и Ахмед готовили бомбу и думали, как доставить ее в Н-ск и взорвать в таком месте, где было бы побольше евреев. Они очень надеялись, что Аллах услышит их молитвы, не ведая, как им помогут в этом слова Рони, Надава, Мойше и Йехиеля.  Вот такая грустная история.

А теперь давайте разберем детально. Ведь в обоих случаях не было сказано ничего нового. Когда разговаривали Моше и Йехиел, информация была уже известна. Надав и Рони обсуждали то, что произошло у них на глазах. Cлова эти никому вреда не принесли. Следовательно, на первый взгляд, ничего плохого не произошло. Однако, как мы уже говорили, произнесение лашон ара является злом само по себе, даже если никому другому оно вреда не приносит. Тогда, раз не был нанесен вред другому человеку, что определяет эти слова как лашон ара? Мудрецы объясняют: является произнесенное лашон ара или нет, определяет намерение (кавана), с которым были сказаны эти слова, а также их эмоциональная окраска.

Процитируем Рабейну Йону (13 век н.э., Испания, выдающийся мудрец, двoюродный брат Рамбана, главный учитель Рашба; цит. по Шаарей Тшува — "Врата Раскаяния", одной из книг, легших в основу произведения Хафец Хаима. Шаар 3, параграф 216): 

"Тот, кто произнес лашон ара, совершил двойное (зло): причинил вред и стыд своему ближнему, а также избрал возможность обвинить его, и приговорить его, и злорадствовать над его бедой". Отсюда следует, что намерение и эмоциональный заряд произнесенных слов делают из запретными, независимо от их способности принести кому-то вред.

Теперь понятно, почему слова, произнесенные Рони и Надавом, а также Мойше и Йехиелем являются лашон ара. Начнем с Рони и Надава. Информация, которой они поделились друг с другом, никому ущерба и стыда не принесет. И сама информация не ложна. Действительно, у группы населения, о которой они говорили, главная цель в жизни учить Тору. Однако тон, которым это было сказано, и эмоции, стоявшие за этими словами, явно придают им отрицательною окраску. То есть, здесь "обвиняется и приговаривается" (цитируя Рабейну Йону) еврей (или группа евреев) за бесчувственность к страданиям других евреев.                                                                                                

А теперь посмотрим на Мойше и Йехиела. Их слова тоже никому вреда не принесут.  Мойше и Йехиел единомышленники, и их отношение к группе людей, которую они обсуждают, не изменится. Информация, которой они делились, также общеизвестна. Наконец, действительно, нужно было больше прислушиваться к талмидей хахамим, а не к генералам и политикам, и укрепляться в изучении Торы. Все это правда. Но! Но сказаны эти слова были с отрицательным оттенком. И здесь также "обвиняется и приговаривается" группа евреев, а заодно проявляется злорадство.

Именно в том, как смотреть на другого человека, в избрании возможности сконцентрироваться на его дурных качествах состоит зло лашон ара.  Человек, который хочет улучшить мир, не станет наслаждаться недостатками других людей и указывать на них без необходимости. Вспомним, что Всевышний простил евреям все грехи в пустыне, но не простил их, когда они поверили лашон ара об Эрец-Исраэль.  Мидраш (Мидраш Раба, Бэмидбар 16:24) объясняет, что разведчики расценили эпидемии, которые свирепствовали в каждом городе, как свидетельство непригодности земли и невыносимой строгости Б-га по отношению к ее обитателям. На самом же деле это было устроено для того, чтобы сами разведчики могли спокойно путешествовать по Израилю 40 дней без всяких приключений. Вспомним лишь, сколько пришлось вынести двоим разведчикам, которых послал Йехошуа. Их вычислили за несколько часов! А тут 12 человек вместе колесят по всей стране 40 дней, и никто на них внимания не обращает! Перед евреями стоял выбор: видеть добро или видеть зло. Они выбрали зло, и мы до сих пор страдаем от этого.

А как же быть с политикой? Обсуждать темы, которые затронули наши герои, при определенных обстоятельствах можно. Но даже тогда необходим немалый уровень самоконтроля и знание законов лашон ара. А если человек не может этого добиться?  Тогда лучше не говорить ничего. Говорит Мишна (Пиркей Авот, 1:17)  "Эйн ла-гуф тов эла штика" нет ничего лучшего для тела (физического благополучия), чем молчание. 

Теги не заданы