Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
История из Талмуда, Бава Кама, 117а.
´´Р. Кахана, выдающийся мудрец Месопотамии (Бавеля), вынужден был бежать от преследования персидских властей в Эрец Исраэль, где правили римляне. Естественно, р. Кахана хотел продолжить свою учебу и намеревался учиться у р. Йоханана--главы всех мудрецов Эрец Исраэль. Перед бегством, его учитель, Рав, приказал ему семь лет не задавать р. Йоханану никаких вопросов.
Р. Кахана прибыл в Израиль и направился в бейт мидраш. Там он застал Реш Лакиша (друг и хаврута р. Йоханана), который заканчивал повторение ежедневного урока р. Йоханана. В ешиве р. Йоханана было принято, что после его ежедневного урока, его ближайший коллега Реш Лакиш повторял и обьяснял другим мудрецам то, что сказал р. Йоханан (кстати, в некоторых ешивах до сих пор существует похожий обычай). После того, как Реш Лакиш закончил свою лекцию, р. Кахана (очевидно не успев поговорить с самим Реш Лакишем до того, как тот вышел) спросил у остальных мудрецов, как найти Реш Лакиша. Мудрецы спрoсили у р. Каханы, зачем ему надо поговорить с Реш Лакишем, и p. Кахана ответил им, что у него былo несколько вопросов по поводу того, что сказал Реш Лакиш, а также ответы на вопросы, которые задавал Реш Лакиш в ходе повтора лекции р. Йоханана. Мудрецы передали слова р. Каханы Реш Лакишу, котoрый был очень поражен способностями и знаниями р. Каханы. Затем Реш Лакиш пошел к р. Йоханану и сказал ему: ´´Ари ала миБавель´´--Лев (то есть великий мудрец) пришел из Месопотамии, и предупредил р. Йоханана, чтобы тот более тщательно подготовился к завтрашнему уроку.
На следующий день, р. Кахане предоставили место в первом ряду (всего их было семь) на лекции р. Йоханана. Р. Йоханан вел лекцию и говорил свои хидушим один за другим, но р. Кахана молчал и никак их не комментировал. После каждого хидуша, сказанного р. Йохананом, и ответного молчания р. Каханы, р. Кахану передвигали на один ряд назад, пока в конце концов р. Кахана не очутился на самом заднем ряду. Р. Йоханан заметил это и сказал Реш Лакишу,--´´лев, о которoм ты мне рассказывал, оказался лисицей.´´ Р. Кахана тем временeм решил, что передвижение на семь рядов назад равноценно семи годам не задавания вопросов, которых он обещал своему учителю Раву, и попросил р. Йоханана еще раз повторить свои хидушим. На каждый хидуш он задавал вопрос и его продвигали на один ряд вперед, пока р. Кахана не оказался опять в первом ряду´´.
В Талмуде есть очень интересное продолжение этой истории, но оно не имеет отношения к нашей теме. Остановимся на словах произнесенных р. Йохананом: ´´лев, о котором ты мне рассказывал, оказался лисицей´´. Иначе говоря, р. Кахана, которого представляли как незаурядного мудреца, оказался мудрецом весьма посредственным. Как р. Йоханан мог это сказать? Ведь говорить о человеке, что он не такой умный или не такой знающий в Торе, как о нем думают, определенно является лашон ора. Так однозначно пишет Хафец Хаим (см. книга Хафец Хаим, гл. 5, параграфы 2-4, и помечание Беер Маим Хаим, пункт 8), обосновывая это тем, что такие слова могут принести человеку, о котором они сказаны, вред и боль, и кроме того, обычно тот кто говорит подобное о другом, лишь намеревается унизить обьект своих слов в глазах собеседников. Другими словами, имеются в виду те две причины стоящие за запретом лашон ора, о которых мы уже говорили. Давайте еще раз приведем слова р. Йоны (Шаарей Тешува, Шаар 3, параграф 216): ´´Тот кто произнес лашон ора, совершил двойное (зло): причинил вред и стыд своему другу, а также избрал обвинить его и приговорить его, и злорадствовать над его бедой´´. Когда кто-то утверждает, что его знакомый не такой умный как считают все остальные, чтобы унизить его, он совершает оба зла о которых говорит р. Йона.
А теперь вернемся к словам р. Йоханана. Хафец Хаим (Беер Маим Хаим, пункт 8) объясняет что слова р. Йоханана не являлись лашон ора, поскольку ´´р. Йоханан не сказал ничего нового, раз все и так видели что р. Кахана не смог задать ни одного вопроса´´. То есть слова р. Йоханана не могли принести р. Кахане дополнительного вреда или боли, и поскольку, естественно, р. Йоханан не преследовал перед собой цель унизить р. Кахану, то оба фактора запрещающие лашон ора отсутствовали.
Таким образом мы получаем очень интересный результат. В некоторых случаях, говорить то, что кажется лашон ора можно! Можно, потому что в слова не вкладывается отрицательный эмоциональный заряд и информация, которой делятся, уже общеизвестна.
И тут к нам приходит йецер ара, и говорит: ´´Класс! Нашли, наконец-то, лазейку. Теперь мы в неe целый грузовик лашон ара протащим´´. Чтобы этого не произошло, оговоримся: на практике, все не так просто. Рассматривая каждую ситуацию, нужно учитывать те самые два фактора, o которых мы уже много говорили. Во-первых, действительно ли то, что эта информация уже общеизвестна, гарантирует, что нового вреда мои слова не принесут? И во-вторых, зачем все-таки я это говорю? Не обманываю ли я себя, когда думаю, что совсем не стремлюсь унизить другого человека и насладиться его унижением?
Если ответ на эти оба вопроса положительный, тогда говорить можно.
П.С. Я знаю, что народ попросит потребует примеров. Они в процессе написания. Но тем временем, прошу читателей ознакомиться с изложенным в этом посте и задать мне вопросы. Внимательное прочтение истории р. Каханы и р. Йоханана, должно наводить, как минимум, на один вопрос по поводу поведения р. Йоханана.
Теги не заданы