Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА НА ОСНОВЕ КОСВЕННЫХ УЛИК

Отложить Отложено

 

Последнее из разрешений верить лашон а-ра (кабалат лашон а-ра), которое обсуждает Хафец Хаим, — косвенные улики (дварим a-никарим). Как всегда, чтобы глубже понять и на практике усвоить этот закон, начнем с того места в Талмуде, которое является источником этого закона. А поскольку Талмуд обсуждает то, что описывается в Танахе, — начнем с ТАНАХа. Пересказ мой, на основе комментариев Раши, Радака и Мальбима. Для тех, кому интересно посмотреть текст, на сайте можно посмотреть тут (https://toldot.com/limud/library/neviim/shmuel-I/ и тут https://toldot.com/limud/library/neviim/shmuel-II/).

Это Шмуэль 2, гл. 10, 16 и 19.  Кстати, для тех, кого все эти события интересуют, на сайте есть цикл видео-лекций р. Нахума Шатхина https://toldot.com/tv/video/?author=217.

 

ДАВИД И МЕФИБОШЕТ

 

Первым еврейским царем был Шауль. Когда Давиду было около 30 лет, Шауль погибает в битве с филистимлянами на горе Гильбоа вмести с почти всеми своими сыновьями. Среди погибших сыновей Шауля — Йонатан, лучший друг Давида, которому Давид поклялся в вечной дружбе. Йонатан, хотя именно он был наследником Шауля и Давид стоял у него на пути, понял, что именно Давид будет следующим царем, всегда пытался защитить и оправдать его перед своим отцом и уступил ему право на трон, попросив Давида сделать его (Йонатана) своим заместителем (мишнэ), когда Давид станет царем. Но планам друзей не суждено было сбыться. Йонатан погиб вместе с Шаулем, Давид еще семь лет борется с последним сыном Шаула, Иш-Бошетом, и наконец, в возрасте 37 лет, становится царем над всем Израилем. Несколько лет уходит у него на войны с окружающими Израиль народами. Покорив их, Давид занимается организацией государства и общественной жизни.

 

И вот, разобравшись с общенародными проблемами, Давид возвращается к обещанию, данному Йонатану.Он начинает искать потомков Шауля. На первый взгляд, странно, почему нужно их искать. Любимая жена Давида, Михаль, — дочь Шауля, и наверняка знает, где находятся ее родственники. Однако дело в том, что после убийства Иш-Бошета, последнего сына Шауля, и воцарения Давида оставшиеся потомки Шауля сменили имена и ушли в подполье, боясь, что Давид прикажет их казнить, чтобы избавится от возможных соперников. Давид объявляет, что он наоборот, хочет назначить одного из потомков Йонатана на государственную должность, чтобы тем самым выполнить свое обещание, данное погибшему другу.

 

Однако никто не отзывается. Давид отыскивает Циву — раба-управляющего Шауля. Цива за это время сам стал очень состоятельным человеком, у него пятнадцать детей и двадцать рабов.Давид спрашивает Циву, он ли Цива, управляющий Шауля, и получил ли он свободу.Цива отвечает, что это он и есть и до сих пор он раб.

--Неужели нет у Шауля потомков? — спрашивает Давид.

--Есть один, Мефибошет, вот он, пустой человек (незнающий Тору), хромой на обе ноги, живет в доме Махира бен-Амиэля в Ло-Давар.

Давид посылает в Ло-Давар за Мефибошетом. Мефибошет приходит к Давиду, и Давид обнаруживает перед собой молодого человека (Мефибошету было пять лет, когда погиб Йонатан), сведущего в Торе.

 

Давид отдает Мефибошету все имущество, которое раньше принадлежало дому Шауля. Шауль до воцарения был бедным, а царю необходимо обладать богатством, поэтому Шауль приобрел его. Но имущество это полагалось ему по должности, и поэтому, когда Давид стал царем, царская собственность перешла к нему. И вот теперь Давид отдает Мефибошету все то, что когда-то принадлежало его деду Шаулю, а потом обещает Мефибошету пожизненное место при царском столе. Это не только гарантирует Мефибошета от голода, но и, более того, является огромным почетом — вместе с царем ели только самые приближенные к нему люди. Однако это обязывает Мефибошета жить в Йерусалиме — столице Израиля. Жизнь в столице даже тогда была недешевая, и Давид понимает, что Мефибошету нужно будет управлять своими владениями. Но он еще очень молод, и, к тому же, инвалид. У него нет братьев, и только один малыш-сын. Кто будет смотреть за его имуществом? И Давид приказывает Циве: «Ты, и твои дети, и весь дом твой — будете обрабатывать поля Мефибошета и приносить в его дом все, и служить ему».

Трудно представить, что это очень понравилось Циве. После многих лет свободной, успешной жизни терять все нажитое, опять становиться рабом, да еще у какого-то хромого мальчишки? Но что делать, с царями не шутят, и Цива тут же рассыпается в уверениях в своей любви к Мефибошету.

 

Проходит около двадцати лет...

 

В Израиле смута. Авшалом, самый старший из детей царя Давида, красавец-аристократ, любимец народа, известный своим благочестием, демократичностью и заботой о народных интересах, поднимает в Хевроне, том городе, где когда-то установил свою власть Давид, восстание. Большинство народа с Авшаломом. Давид не хочет превращать Иерусалим в поле боя и оставляет город. Это не организованная эвакуация, это спешное бегство. С ним бегут его старые друзья, вместе с которыми он давным-давно воевал, Санхедрин, высшие чиновники и иностранные солдаты, которые верны лично ему. Давид не знает, что его ждет. У тех, кто с ним, нет продовольствия, им придется надеяться на милость и поддержку народа. Хотя народ с Авшаломом, но, может быть, увидев своего старого царя, они сохранят верность ему. А может быть, не все еще предали Давида. Но… страшный удар. Ахитофель, главный советник Давида, чрезвычайно умный человек, обладающий почти сверхъестественным чутьем и аналитическими способностями, знающий все обо всем и о Давиде, — остался в Иерусалиме. С Авшаломом. Тот, с кем недавно вместе учил Тору и делил хлеб, — оказался предателем, уже злоумышлявшим, как убить его...

 

Давид и его люди идут из Иерусалима. И вот навстречу им идет Цива, раб Мефибошета с двумя навьюченными ослами. Он везет Давиду и его людям продовольствие, в котором они так нуждаются. Хлеб, сухофрукты и вино. Цива говорит Давиду, что привез еду и питье для слуг Давида, понимая, что им будет нужна еда в пустыне. Царь удивляется: а где же сын твоего (старого) господина?

— Он сидит в Иерусалиме. Думает, что евреи вернут ему царство его отца: сначала Авшалом убьёт Давида, а потом евреи за это восстанут против Авшалома и вернут царство прежней династии.

— Тогда отдаю тебе все, что было у Мефибошета, — реагирует Давид.

 

Давиду удается собрать войско и разбить Авшалома. Авшалом погибает, и Давид возвращается в Иерусалим. Навстречу ему идет Мефибошет. Вид его ужасен — с того времени, как Давид покинул Иерусалим, Мефибошет не стригся, не брился и не менял свою одежду.

Почему ты не пошел со мной, Мефибошет? — спрашивает его Давид.

— Царь, господин мой, мой раб обманул меня, ведь сказал слуга твой: оседлаю-ка себе осла и поеду на нем за царем, ибо хромой слуга твой. А он оклеветал слугу твоего перед господином моим, царем. А царь — как ангел Б-жий, и делай как угодно в твоих глазах. Ибо из дома отца моего остались только мертвые, а ты поставил слугу твоего среди тех, кто ест за твоим столом. И что мне еще оправдываться и плакать перед царем.

— Зачем тебе еще говорить твои слова, я уже сказал — ты поделишь имущество с Цивой.

— Пусть и все берет, раз господин мой царь вернулся с миром в дом свой, — ответил Мефибошет.

 

Теги не заданы