Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

КОГДА МОЖНО ВЕРИТЬ ЛАШОН АРА--ВВЕДЕНИЕ

Отложить Отложено

 

 

 До сих пор мы с вами обсуждали, в каких случаях и почему нельзя верить лашон а-ра. А теперь обсудим, когда это можно делать. Но для того, чтобы понять причины, по которым разрешено верить лашон а-ра, нам сначала нужно понять механизм действия запрета лашон а-ра. То есть приходит ко мне человек и говорит что-нибудь нехорошее и похожее на правду о другом еврее. Почему я не могу ему поверить? С какой стати я обязан предположить, что он ошибается или даже намеренно врет? 

 

Хафец Хаим (Законы о лашон а-ра, гл. 7, пар. 3 и прим. 2-3) пишет, что у каждого еврея, соблюдающего Тору, есть хезкат кашрут. Хезкат кашрут можно перевести как «презумпция порядочности» или «невиновности». То есть предполагается, что человек себя ведет правильно, на основании того, что до этого он себя неправильно не вел. И эта хазака настолько сильна, что свидетельство одного человека не позволяет нам ее изменить. Если приходит один свидетель в суд и говорит, что он видел, как кто-то согрешил, ему не верят! По закону статус того, о ком говорил такой свидетель, не изменяется и не остается даже сомнения в его «кашерности». Конечно, у человека есть право остерегаться и стараться обезопасить себя и других на тот случай, если информация окажется верной, как мы уже подробно обсуждали в прошлом. Но принимать эту информацию как достоверную или даже как возможно достоверную, из-за чего изменится наше внутреннее отношение к этому человеку и мы начнем ненавидеть или презирать его, — нельзя. 

 Поэтому, рассматривая случаи, когда, возможно, есть разрешение (этер) верить лашон а-ра, мы должны каждый раз задавать себе вопрос: что в этом случае происходит с хезкат кашрут? Что перевешивает или отменяет ее? 

 

 

ХАЗАКА НАОБОРОТ 

 

Для начала рассмотрим самый простой случай — тот, когда хезкат кашрут отсутствует. Например, в случае, когда нам уже известно, что объект лашон а-ра ведет себя определенным образом, и нам сообщают об этом в очередной раз, как в следующей истории с Рабиновичем. 

 

Информация к размышлению: Паша-Пинхас всегда везде опаздывает, настолько, что это уже вошло в поговорку у его знакомых. Опаздывает в гости, опаздывает на работу, опаздывает на миньян, опаздывает, даже если на него рассчитывают. 

  

В русской синагоге города Н-ска трудно собрать миньян на Минху. Задача Рабиновича как габая — обеспечить миньян, и для этого он обзванивает людей, чтобы убедиться, что народу будет достаточно. Вот звонит Рабинович престарелому дяде Мише Кукушкинду: 

 

— Дядя Миша, у меня как раз одного на миньян во вторник не хватает. Bы сможете придти? 

— Нет, я во вторник иду к врачу. 

— Ну, хорошо, я Паше позвоню, может быть, он сможет отлучиться на пятнадцать минут. 

— Не, зачем? Позвони лучше Хасидашвили, а то мы вчера все извелись, пока Пашу ждали, он же на десять минут опоздал, мы уже почти решили уйти, когда он появился. 

 

Рабинович имеет право поверить дяде Мише, хотя со стороны дяди Миши это будет лашон а-ра, поскольку Паша предстает перед нами как человек, который подвел друзей, полагавшихся на него. После этого Рабинович будет о Паше худшего мнения, но это не является нарушением запрета кабалат лашон а-ра (верить злословию). Поскольку у Паши не только нет хезкат кашрут в том, что касается опозданий, но и, наоборот, имеется обратная презумпция: он всегда опаздывает. Поэтому в этом и аналогичных ему случаях нам разрешается верить тому, что нам сообщили. 

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ 

 

Теги не заданы