Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Ивритский вариант новой книжки уже в магазинах. У того, кто мечтает об интересной и содержательной "тишине" после зажигания свечей - просто нет выбора, надо покупать книжку.
Ниже несколько подробностей о том, как создавался этот проект.
1. Идея сделать "салат" для всей семьи на Хануку посетила меня несколько лет назад, но по причине занятости автора отправилась в морозилку. Время от времени она пыталась оттуда вырваться, в виде попытки привлечь к проекту какого-нибудь другого художника, который смог бы осуществить ее под моим чутким руководством, но в конце концов (после нескольких "кинопроб"), засела в морозилке наглухо. Пока мой двоюродный швейцарец (и компаньон) не стал меня сверлить своей новой идеей - совместить в одном проекте трех художников. Я ему долго объяснял, что это невозможно, что художники - не музыканты, хором петь не умеют, и, когда он уже почти дал себя убедить - я вдруг подумал: "А что, если...?" Ханука... Салат может состоять не только из отдельных блюд, но и из отдельных авторов. Рубить - так рубить.
Идея была извлечена из морозилки - и в довольно небольшой срок совместными усилиями Йони Герштейна, Довида Голдшмита и в.п.с. претворена в жизнь.
2. В создании этого проекта принимала участие команда из 14 человек (своеобразный рекорд):
Арон Орцель - руководитель проекта
Йони, Голд и я - художники
Хаим Мойше Йуда Орцель (брат Арона) - составитель вопросов, загадок и т.д.
рав Яков Айзенбах - hалахическая часть
Бейла Орцель (жена Арона) - координатор проекта
Лея Поллак (моя жена) - источники
Бен Гаснер - графический дизайн
Нили Бойм - графика
Даси Моргенштерн - изложение рассказов
рав Шолом Меир Эрлангер - редактор иврита
Шерри Гросс - редактор английского
Йона Поллак (мой папа) - подборка песен и изложение нот
плюс печатники ("Кетер"), распространители ("Фелдhайм") и продавцы (разные).
3. Первоначально Довид Голдшмит придумал историю, которая происходит в Испании во времена инквизиции. Я эту историю безжалостно раскритиковал, и, после многочасового совместного раскидывания мозгами действие комикса переместилось в Австрийский монастырь декабря 1944-го года.
4. В конце месяца Элуль, когда весь народ Израиля готовился к Дням Суда, моя жена вместе с женой Арона жарили всякие латкес и суфганиет, после чего я эту вкуснятину красиво раскладывал, фотографировал - а потом вместе с Ароном и детьми (его и моими) весь натюрморт моментально съедался (с чаем и без). Самые последние пирожки мы уже не осилили, пришлось отнести соседям. Те были очень удивлены, когда в канун Рош hа-шана обнаружили меня возле их двери с тарелкой ханукальных пончиков.
5. Для того, чтобы "войти" в стиль древнегреческой керамической росписи, мне пришлось изучить 98 (девяносто восемь) эллинских ваз.
6. Эти росписи существуют в двух видах - чернофигурные (роспись черной глазурью по красному керамическому фону) и краснофигурные (процарапывание красного фона после покрытия вазы той же черной глазурью). В обоих случаях доминирующий цвет - красный (обожженная глина). Арон, который об этом не имел ни малейшего представления, позвонил мне из типографии и траурным тоном сообщил, что нам запороли весь тираж - все мои рисунки - красные. Пришлось срочно посылать с посыльным несколько листов в Кирьят Сефер (а дело было после обеда в пятницу), чтобы я смог посмотреть и убедиться, что все получилось в лучшем виде, и успеть успокоить Арона до наступления шабата.
7. Все восемь ханукиет, изображенные в начале каждого дня - реальные артефакты, разбросанные по музеям и аукционам. Время изготовления: от VIII до XIX века, места изготовления - Италия, Германия, Марокко, Австрия, Йемен, Российская империя, Оттоманская империя и Польша.
8. После того, как я придумал 8 игр с дрейдлом, мы отпечатали их на принтере и Арон с братьями своей жены потратил все летние каникулы, играя в них. Это делалось совсем не для удовольствия, а для испытания: каждая игра должна быть в меру сложной, динамичной, не очень длинной, а главное - интересной. После этих испытаний пришлось внести некоторые поправки в графику и правила игр.
9. Один из рассказов (стр.50-51) выловлен в блоге рава Пятигорского и помещен в книгу с любезного разрешения автора.
Теги: Ханука, Кухня, Новая книга, Бекицер