Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
"А что делает художник, когда у него что-то не получается?"
А ничего не делает. Начинает сначала.
Проект о пустыне насыщен информацией, почерпнутой из толстых древних фолиантов, но в то же время это не учебная книга, а книга для чтения. Для того, чтобы не загружать читателя сверх меры, было решено подать информацию в виде дневника, написанного одним из "детей пустыни".
Каждое событие описывается как бы "изнутри", глазами очевидца. При таком раскладе необходимо сочетать описание глобальных событий с событиями личного масштаба, иначе выйдет не дневник, а учебник истории. В большинстве случаев такое сочетание не противоречит основной идее книги, например:
"Автор" дневника описывает событие важное, но очень личное: рождение первенца. Кроме короткого "ворта" об отношении Вс-вышнего к Своим детям, здесь будут упомянуты несколько мидрашим (например, причины, по которым в пустыне не делали брит), а также обычные приготовления, связанные с этим событием, которые нам сегодня, к сожалению, не знакомы - очищение, принесение жертвы и т.д. В общем, одним ударом мы убиваем двух кроликов: помещаем сообщение, поддерживающее ощущение "дневника" и одновременно даем информацию о жизни в пустыне.
И все было "в сиропе" до тех пор, пока...
Пока не подошла очередь свадьбы. "Автор" дневника женился. Такое событие, понятно, нельзя обойти вниманием. Но какую информацию будет нести данная иллюстрация? В период подготовки материала мне как-то не встречались "свадебные" мидрашим. Ну свадьба и свадьба: в пустыне или в "Вагшале" - какая разница? Попробовал порыться еще (а вдруг найду какой-нибудь мидраш, рассказывающий об особенностях свадьбы в пустыне?) - не нашел. Попробовал подключить знающих людей - ничего.
И вот тут мне подвернулся один давний знакомый, йекке (во всех смыслах), раскапыватель древних обычаев. Ну, я его и загрузил. А через пару часов мне пришел мейл, содержащий несколько параграфов из книги "תשב"ץ קטן", в которых говорится об обычаях древних свадеб. Я пробежал глазами по тексту и заинтересовался одним забытым обычаем: выплескиванием вина из "стакана семи благословений" на стену жилища молодоженов. Свежо. Иллюстративно. Информативно. Что еще нужно для хорошей иллюстрации?
И закипела работа. Многофигурная композиция - одиннадцать персонажей (все - с натуры), одного из которых я даже выставил на всеобщее обозрение. Через пять дней работы карандашный рисунок был закончен.
Но что-то мешало порадоваться нарождающейся иллюстрации. И этого "что-то" было несколько:
1. В одном из комментариев к моему посту упомянули о разногласиях по поводу данного обычая. И несмотря на то, что разногласия в этом проекте - дело обычное, и постоянно приходится выбирать одну точку зрения - все таки в этом случае изначально я не выбирал, я просто не знал о других мнениях.
2. Композиция слишком "дубовая" (несмотря на динамичность центрального персонажа, все очень статично и скучно до боли в зубах).
3. Момент, выбранный для иллюстрации, конечно интересен своей новизной, но основным для изображаемого события никак не является.
Еще день ушел на раздумья и сомненья. И вдруг я вспомнил об одном важном моменте, ускользнувшем из поля моего зрения (Ташбец о нем тоже говорит): все свадебные обычаи выводятся у евреев из самой первой "хупы", которая имело место быть в истории нашего народа: получение Торы на горе Синай. При заключении "брака" с народом Израиля, Вс-вышний вышел ему навстречу, гора пылала огнем, еврейский народ перед этим постился, и т.д. - все это нашло свое отражение в свадебных обычаях.
СТОП! Вот оно!
Книга предположительно будет называться "לכתך אחרי" - цитата из пророчества, напоминающего нам о том периоде, когда наш народ был "невестой" и шел за "женихом" по пустыне. Значит, свадьба - одна из центральных иллюстраций, аллегория отношений между Творцом и еврейским народом. И изображать надо именно тот момент, когда жених выходит из-под хупы навстречу невесте.
Еще день борьбы с собой ("А может, все-таки закончить то, что начал? Все-таки выбрасывание результатов шести дней работы - занятие не приносящее ни удовлетворения, ни денег - совсем наоборот. Все равно никто не узнает и все и так будут в восторге. Вон, другие вообще иллюстрируют, не задумываясь - и гребут деньги лопатой..."). Победил я.
Просмотрел классические образцы многофигурных композиций (в основном, на библейские темы). Всех их объединяет мягкость освещения, динамичность расположения персонажей и подчеркнутая значимость момента.
Сделал эскиз.
И все сначала.
Неделя ушла на карандашный рисунок.
И еще неделя - на все остальное.
В общем, результаты "повторного брака" - перед вами.
Несколько увеличенных фрагментов:
A теперь - главное.
Не надо бояться начать все сначала. Это не так трудно, как кажется. Как говорил наш прапорщик: "глаза боятся, а руки делают".
Любое дело, которое дается с трудом, несет за собой соответствующий результат.
"Хазара бе-тшува" в том числе.
Теги: Иллюстрации, Кухня