Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Учеба в хевруте не подразумевает просто прочтение и усвоение текста. Учащиеся йешив и койлелей разбиваются на пары для того, чтобы создать возможность полемики, т.к. только в споре, как известно, рождается истина. И старая шутка о том, что хороший хеврута отличается от хорошей жены тем, что жена на любое твое утверждение отвечает «да», а хеврута — «нет», это всего лишь доля шутки. Для того, чтобы глубоко изучить сугию, каждый занимает свою позицию, и последовательно ее отстаивает. И при всем при этом — каждая сторона вступает в спор, будучи готовой, получив убедительные доводы, принять мнение оппонента и изменить свою точку зрения. Единственная цель спорщиков — родить в споре ту самую истину, независимо от того, какова была изначально их собственная позиция.
Искусство полемики — непростая наука, она оттачивается годами, шлифуется ежедневными упражнениями и доводится некоторыми до абсолютного совершенства. Для того, чтобы научить парней этим премудростям, разные йешивы используют разные способы, иногда — очень креативные.
Несколько лет назад один из моих двоюродных братьев, преподающий в йешиве «Ор Эльхонон», пригласил меня с семьей на шабат бейн а-зманим (каникулы) принять участие в программе летнего лагеря йешивы (то, что на йешивском сленге называется «кемп»). Дело было в Тверии, йешива «Ор Эльхонон» в полном составе обосновалась на территории временной локации, включающей домики для проживания, большую столовую, синагогу и спортивные площадки. Кроме ежедневной учебы, парни занимались спортом, ходили в пешие походы по окрестностям Кинерета, ездили на экскурсии и организовывали всякие конкурсы. Развлекательная программа включала в себя конкурс на лучшее исполнение песни (что-то вроде «Икс-фактора»), конкурс на самую смешную шутку (подобие КВН-а) и лекции с представлениями от приглашенных знаменитостей. Меня как раз пригласили дать там пару лекций в качестве художника-иллюстратора.
Вечером в Шабат, после трапезы, машгиах попросил парней не расходиться. Он объявил, что сейчас состоится интересный конкурс на звание лучшего полемиста йешивы.
Из разных групп были выбраны несколько участников, которые разбились по парам. Каждая пара получила свою тему и пять минут на подготовку. В ходе полемики каждый из двух спорщиков должен был отстоять свою точку зрения, приводя доводы и доказательства своей правоты, а потом участники менялись точками зрения и начинали защищать то, что пять минут назад сами же и оспаривали.
Заданные темы были самые разные, от недопустимости/необходимости для учащихся иметь мобильный телефон до введения/отмены жесткого распорядка дня в йешиве.
Мое внимание привлекла пара, получившая тему «насколько необходимо ученику йешивы отращивать бороду?»
Приведу вкратце ход рассуждений:
Участники, назовем их Реувен и Шимон, получили задание отстоять две полярные точки зрения: Реувен должен убедить своего оппонента (и зрителей) в том, что наличие бороды необязательно, а Шимон — в том, что она необходима (при этом оба участника были безбородыми). Это выглядело примерно так:
Р: Если обращать внимание на внешние атрибуты — можно упустить что-то намного более важное, как например, развитие и исправление душевных качеств. Какая разница, есть у человека борода или нет? Главное, чтобы он оставался человеком.
Ш: Евреи на протяжении всей истории идентифицировались с определенным образом: аутентичный еврей в любой отрезок времени — это мужчина с бородой. И это абсолютно не противоречит работе над своими качествами: традиция учит нас, что сердце следует за делами. Точно так же можно утверждать, что вслед за бородой последует улучшение душевных качеств, т.к. борода налагает определенную ответственность.
Р: Я не думаю, что борода — неотъемлемый признак еврея. Это всего лишь традиция тех времен, когда все народы мира, христиане, мусульмане, персы и т.д. носили бороды.
Ш: Христиане и мусульмане переняли ношение бороды у евреев. У древних египтян, греков и римлян не было принято носить бороду. Поэтому — это таки чисто еврейский атрибут.
Р: Хорошо, допустим. Но ведь нигде не написано, что еврей непременно должен носить бороду!
Ш. Как это не написано? Ваикра 21:5: «Не сбривай края твоей бороды».
Р: Это запрет определенных способов бритья, а не обязанность носить бороду.
Ш: Даже если и так — написано, что обычай Израиля приравнивается к Торе, не будешь же ты отрицать, что наличие бороды — это обычай Израиля?
Р: Обычаи, связанные с внешним видом, подвергаются изменениям. Наши праотцы носили джелабию и мицнефет (тюрбан), а их потомки отказались от этой одежды, сменив ее на лапсердак и шляпу, почему же мы не можем отказаться от бороды?
Ш: С тем, что касается одежды — я с тобой согласен, но во все времена, хоть в джелабие, хоть в лапсердаке — еврей всегда был с бородой…
Тут прозвучал гонг, и это означало, что первый раунд закончен, и, после пятиминутного перерыва начнется второй раунд, в котором оппоненты меняются местами: Реувен будет защищать бороду, а Шимон — оспаривать ее необходимость.
Ш: Самая важная вещь, которую от нас требует Вс-вышний — ирас Шомаим (Б-гобоязненность), как написано в Дварим 10:12. Я не вижу никакой связи между наличием бороды и наличием ирас Шомаим. Во многих диаспорах есть безбородые евреи, Б-гобоязненности которых могут позавидовать многие бородатые соплеменники. Конечно, если говорить с точки зрения Каббалы…
Р: Мы сейчас обсуждаем обязательность/необязательность конкретного атрибута, а не духовный уровень.
Ш: Хорошо, зайдем с другой стороны. Я сейчас выхожу на шидухим, и мне очень важно, какое впечатление я произведу на потенциальную невесту. Без бороды я выгляжу более молодым, более открытым и более дружелюбным.
Р: Ты действительно думаешь, что та, которая тебе предназначена еще до твоего рождения, откажется от встреч с тобой из-за твоей бороды? А если невесте более важен внешний вид жениха, а не его качества — зачем тебе такая невеста? Пусть ищет себе фотомодель, а когда они поженятся и состарятся — пусть начинает искать себе нового мужа.
Ш: В конце концов, борода в наше время — это не эстетично. Тем более, такая, как растет у меня — кустиками.
Р: Зато очень практично. Если ты носишь бороду — тебе не надо тратить по четверть часа в день на бритье, можешь посвятить это время изучению Мусара — еврейской этики. Будешь не очень эстетичным, зато очень этичным.
Ш: Я хочу заниматься кирувом, моя борода может отпугнуть потенциальных баалей тшува, она поддерживает стигму о дремучести и необразованности харедим, люди, интересующиеся иудаизмом, также могут решить, что борода — это неотъемлемый атрибут религиозного еврея, и решат, что это не для них.
Р: Когда ты последний раз видел нерелигиозных? У них сейчас борода — последний писк моды, и, кстати, не только у евреев. Кроме того — это все очень субъективно. Мне, например, кажется, что борода придает благородство.
Ш: Так ты считаешь, что я могу носить бороду по той же причине, что и неевреи ее носят? Ты же сам в предыдущем раунде сказал, что борода — это первый признак именно еврейской самоидентификации?
Здесь ведущий остановил Шимона, т.к., по правилам спарринга, во втором раунде запрещено пользоваться доводами оппонента из предыдущего раунда.
И как раз в этот момент прозвучал гонг.
P.S. Не забудьте сегодня сказать парашат а-ман.
Теги: пробелы в информации