Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Перед одной из моих поездок в Америку я решил немного обновить свой репертуар, и, наряду с несколькими уже обкатанными лекциями, включил в программу новую, и, как мне кажется, очень интересную - на тему "ленивый рисует трижды".
Тема выступления включала в себя историю создания одной из иллюстраций к "Дневнику Пустыни", а именно - Ковчег Завета в переходах, и подразумевала визуальное сопровождение всех стадий работы, по мере изучения материала. В тот день, когда в Тенафлай проходил день Торы, я должен был дать три лекции, и эта планировалась быть последней из них.
Незадолго до ее начала я посмотрел в программу, и отправился искать объявленное там помещение. В условиях предоставленного для дня Торы лабиринта, это оказалось непростой задачей, и, когда я наконец-то нашел нужное место - публика уже скучала в ожидании. Мы с организаторами быстро освоили дигитальный экран, зарядили в него мою флешку, и я начал лекцию. Все шло строго по плану, пока в самой середине моего выступления не случилось непредвиденное событие. Этим незапланированным событием стала запланированная минха, которая (какое совпадение!) каждый день проводится для местных жителей именно в это время и именно в этом помещении. Местные жители вломились к нам, и, не обращая никакого внимания на слушателей, на лектора и на огромный экран с изображением Ковчега, начали кричать "Ашрей". Следом за ними хазан запел кадиш, и я быстренько объявил в микрофон, что лекция продолжится сразу после молитвы. Часть слушателей присоединились к молитве, большинство же - просто вышли наружу и пошли в буфет. После минхи я попытался продолжить, но тут куда-то исчез организатор, без которого экран наотрез отказался со мной сотрудничать, а в зале осталось буквально несколько слушателей. Премьера была сорвана...
Спустя три года меня пригласили выступить на мелаве малка в одном бней-бракском учебном заведении, которое устроило вечер для сбора средств. Там присутствовали ученики заведения, преподаватели, выпускники, рабаним и бизнесмены. Организаторы попросили меня рассказать о каких-то фактах, мало известных широкой публике, и как-нибудь связанными с моей работой. Я подумал - и решил повторить попытку сорванной в Америке лекции - она подходила по всем параметрам. Перед шабатом я засел за книги и восстановил все источники, а также нашел ту самую флешку с иллюстрациями, которая ездила со мной в Америку. В моцаей шабат, перед тем, как выйти из дома, я еще раз проверил, что на флешке есть все, что мне необходимо, убедился, что лист со всеми источниками находится во внутреннем кармане пиджака, и отправился в Бней Брак.
Когда подошла моя очередь выйти к микрофону, публика притихла в ожидании, все, кто перекуривал на улице, заняли свои места, а организаторы повесили экран и настроили проектор и лэптоп. Я отдал им флешку и начал лекцию. Когда пришло время продемонстрировать первую иллюстрацию - я заглянул в компьютер, и... не обнаружил на флешке нужную папку. Организаторы перезапустили компьютер, но безрезультатно. Все остальные папки, содержащие заказанные в Америку билеты, программу дня Торы и какие-то фотки - были на месте. Не было только папки с изображениями Ковчега. Я покрылся потом, вышел из программы, зашел снова и проверил результат. Глухо, как в танке...
Пришлось извиняться и продолжать "на сухую", без видеоряда. Я пытался показать, как это выглядело на иллюстрациях, а мои слушатели честно пытались представить себе всю эту красоту...
Когда я вернулся домой - первым делом я бросился к компу и проверил флешку. Папка с Ковчегом спокойно лежала на своем месте и хитро улыбалась. Я так и не понял, по какой причине она решила спрятаться на лэптопе...
В общем, для того, чтобы добро не пропадало (и, заодно, чтобы в следующий раз не рыться заново в источниках, восстанавливая лекцию) - я решил вывесить весь материал здесь, тем более, что это тема нашей недельной главы. Обратите внимание: иллюстрации загружаю прямо с той самой злополучной флешки, поэтому - кто не спрятался, я не виноват.
Обычно перед тем, как начать новую иллюстрацию, я подробно изучаю весь материал, связанный с ее темой. Когда подошла очередь Ковчега, идущего перед лагерем по пустыне, я перерыл мидрашим, рассказывающие о том, что облачный столп, располагавшийся на Ковчеге, выравнивал местность, а из шестов выходили молнии, уничтожавшие змей и скорпионов по маршруту следования, и их поджаренные тушки становились оградой для лагеря в пустыне. Почему-то мне этого показалось достаточно - и я приступил к работе. При этом левитов, несущих Ковчег, я изобразил единственно естественным, как мне тогда казалось, образом: по сторонам Ковчега, лицом вперед. Вот так это выглядело:
Когда я вывесил иллюстрацию в блоге - в комментах мне заметили, что несущие ковчег должны идти между шестами и спиной вперед. Я сразу понял, что копания в мидрашах недостаточно, и надо рыть алахические источники, касающиеся переноски Ковчега.
И вот что я нашел:
Гмара в трактате Менахот, обсуждая способ переноски Ковчега, на основании его размеров делает вывод, что его несли "поперек", т.к. если бы его несли "вдоль", то между шестами нет достаточно места для двух человек. То есть:
1. Ковчег шел широкой стороной вперед.
2. Левиты, несущие Ковчег, располагались между его шестов, держась за шесты "внешней рукой". То есть - как-то так:
Порывшись еще, я обнаружил, что Рамбам, Мидраш Раба, гмара в трактатах Йума и Авода Зара, а также Мальбим и рабейну Бехаей говорят о том, что передние левиты шли лицом к Ковчегу, то есть - спиной вперед. Перерисовываем заново:
И в этот момент я понял, что надо залезть в эту тему поглубже и хорошенько покопать все доступные источники, потому что запросто может быть, что я упустил еще что-то.
Я снова обложился литературой и пришел к следующим результатам:
Есть мнение, что Ковчег был один. Есть также мнение, что их было три. Но большинство мефоршим (Ирушалми, мидрашим, Раши, Тосфот и др.) сходятся во мнении, что Ковчегов было два:
1. Тот, что сделал Моше (первый Ковчег)
2. И тот, что сделал Бецалель (второй Ковчег).
Они были одинаковых размеров, из чего можно сделать вывод, что несущие их левиты шли между шестами (см. выше, гмара в Менахот).
А различались они в шести пунктах:
1. Первый Ковчег был сделан из дерева, второй - покрыт золотом.
2. Шесты первого Ковчега были сделаны, как и у остальных принадлежностей Мишкана - они вынимались из колец на стоянке и вставлялись обратно перед началом переходов. Шесты второго Ковчега были сделаны так, что вытащить их из колец было невозможно.
3. На крышке второго Ковчега были сделаны Крувим - фигуры ангелов с крыльями и человеческими лицами, на крышке первого ничего не было.
4. Первый Ковчег не был частью принадлежностей Мишкана, на стоянках он хранился в шатре Моше в разобранном состоянии (с вытащенными из колец шестами). Второй Ковчег вносили в Мишкан, он хранился в Кодеш-Кодошим.
5. В переходах первый Ковчег двигался перед лагерем, прокладывая им путь и убивая змей и скорпионов, а второй шел в середине лагеря, после лагерей Йуды и Реувена.
6. Во втором Ковчеге хранились вторые скрижали, которые Моше получил после прощения за грех золотого тельца, в первом хранились обломки первых скрижалей, разбитых Моше.
А теперь подумаем: о каком Ковчеге идет речь, когда говорят о том, что несущие его спереди - двигались вперед спиной? Напомню, что мы тут, на иллюстрации, рисуем первый Ковчег, который шел перед лагерем.
Я порылся еще, и нашел три доказательства тому, что вперед спиной двигались исключительно те, кто нес второй Ковчег, идущий посреди лагеря:
1. Цафнат Паанеах говорит о том, что поворачиваться к Ковчегу спиной было нельзя не из-за святости Ковчега, а из-за святости Шхины (Б-жественного присутствия), которая находилась между Крувим. На первом Ковчеге, как мы знаем (см. п.3 выше), никаких Крувим не было - следовательно, речи о неповорачивании к нему спиной не идет.
2. Рамбам говорит о запрете поворачиваться к Ковчегу спиной в разделе "Законы принадлежностей Храма", а как мы знаем (см.п.4 выше) - первый Ковчег к принадлежностям Храма не относился, значит, речь идет не о нем.
3. О неповорачивании к Ковчегу спиной Рамбам пишет в 13-й алахе второй главы Законов принадлежностей Храма, но на этом не останавливается. В том же предложении он упоминает о запрете двигать шесты в кольцах, из чего можно сделать вывод, что эти два закона связаны между собой, и не имеют отношения к остальным принадлежностям, шесты которых на стоянках вытаскивали из колец и несли их исключительно лицом вперед. Как и первый Ковчег.
Ну что, теперь возвращаемся к предыдущему варианту (хорошо, что я его сохранил):
Интересная деталь: когда в самом начале работы я прочитал мидрашим - мне казалось, что я все по теме уже знаю. Но чем больше я углублялся в изучение темы, тем больше я чувствовал, что не знаю почти ничего. И поэтому, в конце концов, мы решили отправить вопрос раву Хаиму Каневскому. Вопрос звучал так:
"Какой Ковчег левиты несли спиной вперед?"
Он ответил одним словом:
"Оба".
Хорошо, что и этот вариант я, на всякий случай, сохранил. И именно так эта иллюстрация вошла в книгу:
Теги: пробелы в информации, Кухня