Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
И еще один вопрос от ShmuelAzimov:
Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши ученики не копировали Ваш стиль, а создавали собственный? И, если стремитесь, то какими средствами достигаете этого в процессе обучения?
Все, кто читал эту книжку, заметили, что перед учеником, пытающимся освоить навыки изобразительного искусства, стоят две основные задачи:
1. Тренинг (то, что называется "поставить глаз" - натренировать глаз ученика видеть основное, опуская ненужные детали, а также натренировать его руку беспрекословно подчиняться мозгу). Это достигается набросками. Кучей набросков. Большой кучей.
2. Усвоение информации (что-то вроде математики - выучить правила и научиться применять их на практике). Для этого изучают академический рисунок.
В процессе обучения ни о каком стиле речи не идет, хотя каждого ученика за километр видно по его рисункам, тут все зависит от характера. Кто-то работает уверенно и размашисто, кто-то боится белого листа, а кто-то борется за внешнюю эстетику рисунка. Преподавателю то и дело приходится напоминать ученикам, что на данном этапе наша задача - не "нарисовать красиво", а просто научиться видеть и грамотно изобразить увиденное.
В некоторых случаях эта простая вещь доходит до учеников быстро и безболезненно, а в некоторых - приходится бороться. Преподаватель, берущий в руки карандаш, вызывает у некоторых учеников священный трепет, и, вместо впитывания голой информации, они пытаются запомнить всякую ерунду: как он держит инструмент, как сидит на стуле, какими движениями наносит первые линии и какими делает прорисовку. Одна моя ученица даже пыталась скопировать мое выражение лица.
При таком подходе, понятное дело, все - кто больше, кто меньше - так или иначе попадают под влияние учителя, и вначале это меня сильно беспокоило. Я ничего им на этот счет не говорил, чтобы на акцентировать их внимание на внешней привлекательности учебного рисунка, которая, как мы сказали, в период обучения не играет никакой роли. Но после того, как мы закончили обучение, и все ученицы вышли в свободное плавание - постепенно, шаг за шагом, каждая из них приобретала свой собственный неповторимый стиль. Это можно сравнить с тем, как человек пишет от руки длинный текст. В начале написания текста он старается, чтобы буквы были красивыми, а строчки - ровными. Постепенно эта задача уходит на дальний план, и пишущий сосредотачивается на смысле написанного, а форма приобретает естественный для данного человека вид. То же самое, если кто-то решит подделывать чей-то почерк: вначале это может быть довольно похоже на оригинал, но постепенно буквы вернутся к естественному для пишущего почерку.
Кстати, нечто похожее я наблюдал, когда учился в йешиве: бешеная харизма Рош йешива иногда странным образом влияла на некоторых учеников: они старались копировать его манеру речи, стиль поведения и даже позу во время учебы. Некоторые даже сменили короткий пиджак на длинный. Но Рош йешива, от которого, конечно же, не ускользнули эти попытки, не обращал на них никакого внимания, и даже иногда подшучивал над ними. К тому, чего он действительно от нас требовал - прямоте мысли, бескомпромиссному поиску истины и ясности мировоззрения - можно было прийти, не пытаясь скопировать внешние атрибуты, а просто оставаясь самим собой.
Вот вам примеры творческих работ моих учениц, судите сами, насколько они избавились от моего влияния: https://1675557.site123.me/
Теги: Кухня, Еврейская перспектива