Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Когда мои родители приехали в Израиль из Швейцарии, первое, на что обратил внимание мой папа, было поведение евреев в синагоге. В отличие от швейцарского "шула", израильский бет-кнесет выделяется обилием детей, не очень строгим соблюдением времени начала молитвы и довольно свободным поведением. Вначале он пытался (на немецком) делать замечания деткам, пролетающим мимо него на бреющем полете со звуком реактивной турбины. Потом попросил меня переводить для них его размышления о святости места и соответствующем поведении. И в конце концов, отчаявшись, обратился к раву бет-кнесета с вопросом: "Почему никто не делает им замечания???"
С вашего позволения, я не буду здесь полностью приводить ответ рава, отмечу только несколько моментов:
1. В "загранице" синагога - место для молитвы. Туда, в основном, собираются 2-3 раза в день. Почти при каждой синагоге есть также бет-hамидраш, где сидят те, кто учится. В Израиле же оба этих понятия совмещены, и люди проводят здесь большую часть дня. Соответственно - здесь их дом, вот и чувствуют себя здесь, как дома - абсолютно свободно.
2. Когда после Катастрофы в Израиле собрались уцелевшие остатки европейского еврейства, детей было очень мало, отношение к ним было очень трепетное, никому в голову не приходило наказывать их за обычные шалости. Детки подросли, усвоили такую форму воспитания и передали ее своим детям - родителям тех сорванцов, которые тоже, в свою очередь не загружены сверх меры замечаниями.
3. Ментальность - это такая штука, которая легко перенимается в пределах одного поколения. Причем, обычно, не в лучшую сторону, а в ту сторону, которая легче.
Когда мы вышли на улицу, я заметил, что (как мне кажется) есть еще одна причина. Подавляющее большинство синагог в Европе - здания, которые строились еще в те времена, когда дешевизна и функциональность не являлись единственными целями архитекторов. Дом молитвы строился в стиле царского дворца, и атмосфера там - соотвествующая. Даже самый неуправляемый ребенок (и взрослый), попав в Эрмитаж (леавдиль), останавливается на какое-то время, потрясенный величием момента. Израильские синагоги (в лучшем случае - скромный, и часто безвкусно отделанный зал, в худшем - "караван") просто не располагают к трепету. Хотя, может быть, я ошибаюсь.
Через 13 лет после этого разговора ко мне подошли габаи синагоги,в которой я молился (представьте четыре гигантские блочно-бетонные стены, неравномерно покрытые слоем цемента и такое же перекрытие над головой). Они сообщили мне, что раздобыли первоначальную сумму, требуемую для отделки интерьера и просят меня, как человека, "понимающего в красоте", набросать эскизик. Объяснять, что я разбираюсь в архитектурном дизайне не лучше, чем источник известного гриппа - в яффских апельсинах, было абсолютно бесполезно. Они были просто уверены, что если я иллюстрирую книги - то я первоклассный специалист по архитектуре, дизайну и фасонам одежды.
Отказаться я не мог. Перевести стрелки - тоже. Оставалось одно - впрячься в работу.
Вот тут я и вспомнил о том разговоре, с которого начал этот пост. И подумал: "А вдруг это мой шанс показать сабрам, как должна выглядеть синагога?"
Подумать-то я подумал, но вот осуществить весь проект будет не так-то просто - это я знал.
Во-первых, на имеющуюся в наличии сумму сильно не разгуляешься.
Во-вторых, вся эта история займет не один месяц, и не два. Делать я, понятно, все буду бесплатно. А жить на что?
В-третьих, где взять материалы, необходимые для "дворца"? Все строительство в этой стране ведется очень стандартным образом.
В-четвертых, как насчет специалистов-профессионалов? Арабские рабочие и румынские гастaрбайтеры, конечно, что-то строят и как-то красят. Но ДВОРЕЦ???
И самое главное. Я НИКОГДА В ЖИЗНИ ЭТИМ НЕ ЗАНИМАЛСЯ!
Ой... Я не буду вам расписывать, как в течение следующих 9 месяцев мы раздобыли бс"д дополнительные деньги, на какие средства я (и моя семья) существовали все это время, как мы выписали мрамор из Италии, а декоративные элементы для арон-hакодеш - из Бельгии, как нашли профессиональных реставраторов из России и спеца по сусальному золоту из Франции. Я не буду также упоминать о тех бесчисленных сложностях и казавшихся непреодолимыми препятствиях, которые пришлось преодолеть. Кто о них сегодня, спустя несколько лет, помнит?
Я просто покажу вам, что из этого бс"д вышло:
Вот с этого листика из тетрадки в клеточку все началось. Просьба к профессиональным архитекторам и дизайнерам: не кидайте сильно тапки.
А вот это - более продвинутый эскиз. Каждая клетка - 10см:
Дизайн надписи над дверью Арона. Утром сквозь буквы бьют лучи восходящего солнца, а вечером - свет флюоресцентных ламп.
Эскиз бимы:
Эскиз росписи на потолке:
Эскиз гербов двенадцати колен над окнами:
Эскиз золотой вышивки на занавеси арона:
Ну и, наконец, фото для приглашения на Ханукас-hа баис:
Вот. А теперь, собственно, сам интерьер (извините, фотки тоже непрофессиональные):
Вид с южной стены:
Вид с северной части эрас-ношим:
Ну и вид сзади, из-за бимы:
Все. Осталось отделать снаружи и купить мебель. Может быть. Когда-то в будущем. Бс"д.
Если кто-то хочет посмотреть вживую, адрес: Израиль, Модиин Илит (Кирьят Сефер), ул. Нетивот hамишпат, 2.
Заодно можно и помолиться.
Теги: Фото, Еврейский глобус