Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
(Санедрин,24,1)
«Сказал раби Ошайя: о чём это говорится в книге пророка Захарии /глава 11/: «…И взял Я Себе два Посоха – один из них я назвал «приятность», а другой – «губители»…» «Приятность» – это Мудрецы Земли Израиля, что доброжелательны друг к другу, а «губители» – Мудрецы Бавеля /Вавилона/, непримиримые в выяснении Закона…»
Объясняет РаШИ: в отличие от Мудрецов Вавилона, в пылу спора употребляющих порой грубые слова, гневающихся один на другого, Мудрецы Земли Израиля ведут вежливый диалог, совместно изучают источники, мягко поправляют один другого, а совместный вывод выносят на общее обозрение.
Но «Июн Яков» /Бава Меция,33/ объясняет, что «грубость» Мудрецов Вавилона кажущаяся. Столь, на первый взгляд, непримиримое отношение друг к другу диктуется желанием до предела обострить умственное восприятие оппонента и тем самым достичь наилучшего результата, тогда как в Эрец Исроэль этого не требовалось, поскольку сам воздух Святой Земли способствует усилению мыслительного процесса…
Почему, - спрашивает Мааршо, в приведённом отрывке - Мудрецы уподобляются «посохам»?
В книге пророка Захарии, из которой взята цитата, народ Израиля уподоблен стаду, а Всевышний – Пастуху. Как пастух направляет стадо посохом и называет этот посох «сторожем» и «учителем», так и жизнь народа Израиля направляется Мудрецами Торы.
Возможно, добавляет Бен Йеоядо, что термин «посох» употреблён, в связи с его ролью как опоры при ходьбе, то есть, своеобразной третьей «ногой».
Назначение посоха – направлять или бить. То же самое и Мудрец: удостоился – Тора для него жизненный эликсир, Книга Жизни, но если нет – смертельный яд.
Наши Праотцы, Авраам, Ицхак и Яков были пастухами, в прямом и переносном смысле, добавив к понятию «посох» характерный для каждого из них штрих: Авраам – милосердие, Ицхак – мужество, а Яков – благородство.
Тора, уподобленная посоху, также обладает этими тремя гранями: Хумаш - Письменная Тора - соответствует мере Авраама – Милосердию, Мишна – мужеству Ицхака, а Гемара соотносится с благородством – отличительной чертой Якова.
Мудрец, изучающий Тору, обязан всё это в себя вобрать.
«Эти качества связаны и со «столпами», поддерживающими существование Мира: Торой, Молитвой /жертвоприношением/ и милосердными поступками. И всё это связано с качествами праотцев и присуще Мудрецам Торы.
Изучение Торы включает в себя все три составляющие. В том числе и жертвоприношения, поскольку в наше время, читая отрывок о принесении жертв в Храме, человек словно возносит их наяву. А милосердие проявляется уже в том, что занимаясь Торой, Мудрец извлекает «искры святости», заключённые в темницах материальных оболочек. И это касается самых разных сторон жизни.
Эти «искры», погружённые в духовную нечистоту, с полным правом можно назвать «несчастными» и «бедными». Отпуская их к Источнику, Мудрец совершает истинное добро, и нет большего Милосердия, чем это.[1]
Но почему Мудрецы Земли Израиля названы словом «приятность» - в единственном числе, - тогда как Мудрецы Вавилона, обозначены словом «губители» - во множественном?
«Посох» Земли Израиля назван «приятностью» за сердечность в отношении Мудрецов друг к другу, а «посох» Вавилона – «губители» - за непримиримость.
[1] Бен Йоядо
Теги: , Еврейство, Крупинки из Талмуда