Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Знали ли вы, дорогой товарищ, что Тора, наша еврейская сокровищница, цельна и совершенна. Будь то десять речений, переданные на Синае, будь то законы жертвоприношений, озвученные в Шатре, будь то Книга Повторения (Мишна Тора), или, попросту, последняя Книга Пятикнижия – Дварим, отысканная и восстановленная в Аравот Моав, – всё едино и неделимо, завершено и гармонично. Тору нельзя понять по частям, её невозможно воспринять, если выуживать из неё жирные куски, жилка за жилкой, капельку за капелькой, деталь за деталью. Её можно впитать лишь в совокупности, цельно, в сумме всех её частей и частностей.
Так в механических часах, собранных из сотен пружинок и колёсиков, разных по размеру и назначению, вы не определите роль и работу каждой из деталей, взяв их по отдельности. Только в собранном виде, в качестве цельно действующего механизма становится ясно назначение каждой из деталей.
Разобраться в Торе, в любой её части, отдельно взятом эпизоде, невозможно, если у вас перед глазами не сияет весь её текст, если внутреннем взором вы не охватываете её всю одновременно. Точно так и в Гемаре, как части Устной Торы, ни одну из тем нельзя понять досконально, если вы не просеяли разумом весь её обширный материал, если не охватили познанием весь Талмуд в комплекте. Только проучив последовательно все шестьдесят с лишним его трактатов, только держа их все в голове, вы можете рассчитывать на то, что освоили хоть что-то. И в этом состоит цельность Торы.
Именно в некомплектном знании Торы кроется наше, порой авральное, непонимание тех или иных постановлений Мудрецов. Ведь мы видим лишь частность, маленькую лужайку Торы. Её чащобы и буреломы нам недоступны. Тогда как Мудрецы, как опытные и прилежные лесники, знают все её закоулки, читают намёки и направления, как открытую книгу. Им привычны все её тропки и дорожки. Все топи и озёрца в самых глухих уголках обширного заповедника Торы у них, как на ладони. Они знают по имени каждое дерево, они мгновенно определят принадлежность каждого следа. Ибо это их жизнь и их работа.
Более того, зная всю Тору в совокупности, они могут восстановить её утерянное богатство. Так, как это случилось после смерти Моше Рабейну, когда, казалось, были утеряны множество незаменимых подходов и правил, с помощью которых выводятся постановления Торы. Это могло стать невосполнимой потерей, если бы один из Мудрецов, по имени Этниэль бен Кеназ, не восстановил их, ибо знал Тору во всей её полноте.[1]
А ещё, недостаточно впитать всю суммарную информацию, содержащуюся в Торе. Необходимо оценить её со всех углов зрения. Ведь даже форму листа бумаги вы не определите, пока не рассмотрите его и фронтально, и с торца. Тора показывает все вещи и понятия с самых разных сторон, и всё это нужно держать в голове.
И, наконец чтобы правильно понимать вещи, о которых говорит Тора, мы должны оперировать не только явным, видимым каждому, смыслом слов, но иметь ясное представление и чёткие знания об их скрытом, затушёванном значении. И в этом тоже – цельность Торы.
По книге раби Элияу Элиэзера Деслера «Михтав ми-Элияу», том 5, стр. 218-219.
[1] Тмура, 16,1.
Теги: Еврейство