Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как всё вместить в Ковчег

Отложить Отложено

 

У Ковчега была ясная и определённая цель - спасти то, что ещё можно было спасти. В сущности, даже Ноах с семьёй, если подойти к ним  со строгой мерой суда, не должен был выжить. Потоп готовился уничтожить всё и вся, но Творец решил всё же сохранить остаток человечества и животного мира, чтобы дать им ещё один шанс для возрождения. В итоге, чтобы спастись Ноах и его семья должны были пройти очищение в виде именно такого испытания - находиться в экстремальных условиях в течение долгих двенадцати месяцев.[i]

Если бы нашлись бы, помимо Ноаха, ещё люди, сохранившие относительную духовную чистоту, спасение могло принять гораздо более простую и менее мучительную форму, чем заключение, словно в темнице, в тесном и душном ковчеге.[ii]

Устройство ковчега имело двойную природу. С одной стороны, он был достаточно велик, чтобы обратить на себя внимание людей и заставить их спрашивать о причине постройки и побудить к раскаянию, но с другой стороны, согласно некоторым мнениям, - слишком мал, чтобы, сообразуясь с физическими законами мира, вместить себя всех животных, которые вошли в него. Другими словами, Ковчег лишь снаружи выглядел как чисто материальный объект - его внутреннее пространство выходило за рамки физических измерений, и, по мере надобности, добавлялось место для всех и для всего, что входило и помещалось в ковчег.[iii]

Впрочем, вполне возможно, что даже физических "реальных" размеров и пропорций ковчега могло хватить, чтобы вместить в себя всех "пассажиров", запас пищи на год и, более того, остаться место в самом низу ковчега для отходов, скопившихся за время пребывания в ковчеге.[iv] Впрочем, упомянутые уникальные свойства ковчега, в любом случае решали эту проблему.

Ковчег, или на языке Торы - "тэва" - "ящик, камера", не был кораблём в обычном смысле этого слова - у него не было ни якоря, ни мачты, ни вёсел, он не предназначался для движения в определённом направлении  с определённой целью. Он был полностью предоставлен силам стихии - ветру, волнам и течению. [v]

В сущности, ковчег представлял собой намёк на характер нового мира, который должен был прийти на смену старому, уходящему в небытие вместе с Потопом. Этот "зародыш" мира должен был сначала оказаться на поверхности бурных вод, уничтожающих старый мир, в котором материя победила дух. Новому миру предстояло возродится, подобно дереву, из которого изготовлен Ковчег (гофер), поскольку в структуре этого дерева, волокна в большой степени чередовались с воздушными "карманами", что позволяло Ковчегу оставаться на плаву даже в таких экстремальных условиях, которыми сопровождался Потоп. [vi]

Дерево "гофер" отличалось повышенной смолистостью, что делало его весьма плавучим и подходящим для строительства ковчега.  Скорее всего это был один из видов кедра,[vii] но предполагают, что это мог быть и один из видов бука под названием "эшкроа".[viii] Кроме того, стволы этого дерева были крепкими и длинными, не говоря уж о том, что повышенная смолистость предотвращала гниение.

Ковчег внутри был разделён на многочисленные ячейки - "кеним", чтобы каждому виду, а то и каждой особи было своё место и не возникли недоразумения между хищниками и их потенциальными жертвами, а также для предотвращения физических контактов между мужскими и женскими особями. Половые сношения в ковчеге были запрещены.[ix]

Ковчег был герметизирован с помощью специального покрытия под названием "койфер", представлявшего собой смолистое вещество, а по некоторым мнениям особый вид глины. Это вещество служило к тому же дополнительной защитой от ударов извне. Более того, слой "койфера" был не только снаружи, но и внутри и служил как бы внутренним страховочным коконом, на случай если внешняя защита будет пробита.[x]

Помимо этого, у ковчега была особая защита, создававшая охлаждение вокруг внешней оболочки, и поэтому кипящие воды потопа не могли расплавить её. Кстати, благодаря этому защитному механизму, остался жив и один из великанов - Ог, который, прицепившись с снаружи к ковчегу, находился всё время в этой охлаждённой зоне.[xi]

Нельзя сказать, что Ноах не пребывал поначалу в некотором недоумении относительно возможности вместить всех животных, которых предстояло спасти. Поэтому, чтобы эти сомнения не мучили его, ему сразу были заданы строгие размеры ковчега, то есть, он должен был строить ковчег конкретной величины и пропорций и не более того. Чудесные, сверхматериальные свойства ковчега, когда малое вмещало большее, выявились позже.[xii] Более того, если бы не эти строгие заданные рамки, Ноах  попытался бы строить ковчег более близким к "естественной", по его мнению, потребности, но могло оказаться, что даже размеры ковчега, превышавшие заданные в десятки раз, не смогли бы обеспечить необходимое пространство для всех собранных животных, тогда как настоящая сущность постройки, превосходящая материальные физические законы, вполне могла ограничиться указанным минимумом.[xiii]

Длина ковчега составляла триста локтей, ширина - пятьдесят, а высота - тридцать локтей. Таким образом, высота оказывалась десятой частью от длины, а ширина - не менее одной шестой. Такие пропорции позволяли оставаться устойчивым на поверхности воды и не перевернуться даже при сильном ветре.[xiv]

Вполне возможно, что "локоть", указанный в Торе, отличается в сторону увеличения (приблизительно в шесть раз[xv]) от известного нам (53-62 см.), поскольку соответствовал локтю самого Ноаха, который был значительно крупней современного человека, и, следовательно, ковчег был намного больше, чем мы могли бы понять, опираясь на обычные данные, и указанный парадокс (большое в малом) вполне бы укладывался, или "почти" укладывался в известные физические законы.[xvi]

Этому соответствию способствовало и то, что количество видов животных было намного меньше, чем это могло показаться. В ковчеге не было представлено всё разнообразие подвидов, внешнее различие которых обусловлено влиянием места и времени и является поверхностным и несущественным. В ковчег были допущены лишь видовые прототипы животных, их общие предки. Согласно подсчётам, количество видов животных, вошедших в ковчег, могло не превышать ста. Но если бы двести и даже больше, то и тогда физические размеры ковчега всё ещё позволяли вместить всех.[xvii]

Следует также сказать, что в ковчег вошли очень молодые особи животных, не достигших размеров взрослых, и это также в определённой степени увеличивало его вместимость.[xviii] Кроме того, уход за детёнышами осуществить легче, да и потребность в запасах пищи меньше, а ещё, это позволяло увеличить число уровней (этажей) с двух-трёх, которые указаны в тексте Торы, (а это говорится о минимуме) до четырёх, а то и пяти, а это, в свою очередь, значительно увеличивало число ячеек (кеним), в которых, как уже говорилось, помещались отдельные особи.[xix] К тому же, существовала возможность увеличить количество горизонтальных рядов этих ячеек на каждом из уровней, что также существенно расширяло вместимость ковчега.

Словом, возможностей было много. А ещё, у молодых животных репродуктивный период дольше, что существенно в вопросе возобновления их будущей популяции.[xx]

В ковчеге был сделано нечто вроде "цоар" - "иллюминатора". Значение этого слова трактуется двояко. Согласно одному из мнений, это было специально устроенное окно, и это было то самое окно, через которое Ноах впоследствии предпримет попытку послать сначала ворона, а потом - голубя. Это окно плотно герметизировалось особым прозрачным минералом, пропускавшим свет, и было закрыто всё то критическое время, пока за бортом царил хаос. Но главным его назначением было всё-таки - освещать.[xxi] По этой же причине не было строго определено местоположение этого "иллюминатора", поскольку он был пригнан плотно и мог находиться где угодно, в отличие, например, от входа, расположение которого регламентировалось точно.[xxii] Впрочем, по некоторым мнениям,[xxiii] цоар располагался на крыше ковчега и был он размером в один локоть по длине и одна шестая локтя по ширине. Предполагается также, что таких "иллюминаторов" было несколько,[xxiv] а некоторые полагают что окно тянулось вдоль всей длины ковчега.[xxv]

Ноах нуждался в этом окне ещё и потому, что необходимо было знать когда день, а когда ночь, поскольку каждому животному выдавалась пища в соответствии с его суточным циклом. Одних животных следовало кормить ночью, а других - днём. Поэтому, для определения времени суток, у Ноаха имелись ещё и особые камни, которые светились ночью и гасли днём.[xxvi] Впрочем, во время потопа понятия дня и ночи смешались, и светила вместе с созвездиями изменили свой прежний порядок на небосводе. Но об этом позже.[xxvii]

Основным средством освещения всё таки были масляные лампы, а окно стало существенным дополнением лишь когда прекратились дожди, и вода пошла на убыль.[xxviii]

Поверх корпуса ковчега был устроено нечто вроде покатого кожуха-крыши, чтобы вода, текущая сверху, свободно стекала сверху вниз, таким образом ковчег со стороны напоминал шатёр. Самый верх кожуха имел в ширину локоть (ама).[xxix] Некоторые считают, что и сам ковчег в поперечном разрезе был треугольным, и это, помимо защиты от воды, текущей сверху, придавало ему большую устойчивость,[xxx] а "кожух" был устроен над "цоаром".[xxxi]

 

Из книги "До Потопа и после".

 


 

[i] РаДаК, Гур Арье.

 

[ii] Ор -а-Хаим.

 

[iii] Рамбан, Бер.6,19; ; Тосафот а-Шалем; Кли Якар, там, 21.

 

[iv] Абарбанель, РаЛьбаг, РаН.

 

[v] Абарбанель.

 

[vi] Мальбим, Берешит,6,14

 

[vii] Таргум Онкелос; Берешит Рабо, 31, 8.

 

[viii] Сэфер а-Арух.

 

[ix] Раби Авраам Ибн Эзра.

 

[x] РаДаК.

 

[xi] РаШИ, Звохим,113, 2.

 

[xii] Маасэй А-Шем.

 

[xiii] Имрей Шефер.

 

[xiv] Раби Авраам Ибн Эзра, РаДаК, согласно Берешит Рабо, 31, 10.

 

[xv] Абарбанель.

 

[xvi] Раби Авраам ибн Эзра, 16; РаН.

 

[xvii] РаН, согласно Берешит Рабо, 31, 13.

 

[xviii] Берешит Рабо, там.

 

[xix] Раби Авраам ибн Эзра.

 

[xx] Там же.

 

[xxi] Ральбаг, РаН.

 

[xxii] Там же.

 

[xxiii] Раби Авраам ибн Эзра.

 

[xxiv] Шита ахэрет, раби Авраам ибн Эзра, 8, 6.

 

[xxv] Сефер а-Зихрон.

 

[xxvi] Мааршо. Санедрин, 108, 2.

 

[xxvii] Берешит, 8, 22.

 

[xxviii] РаДаК.

 

[xxix] РаШИ, РаДаК.

 

[xxx] Раби Авраам ибн Эзра.

 

[xxxi] Даат Зкеним, Адар Зкеним.

Теги: Еврейство