Алейну Поток Гроздья винограда Мамина песня (стихи Ю. Мориц) АВТОРСКИЕ ПЕСНИБлагословение душе Когда Израиль из Египта выходил... Страж Израиля Марш баалей тшува Благословите Творца! Ангел Колыбельная Творящему песнь Красочная страна. Муз. Я.Красильщикова, сл. Я.Смелякова Баллада о семейном счастье Союз тысячи поколений Песня, ВИДЕО "Этот Возвышенный Город" Изгнание Поколение ТЕНИ ОТ ВОЛКОВ "Не гордилось сердце моё..." "Шуви, шуви, а-Шуламит!" ВИДЕО. "Не гордилось сердце моё" ВИДЕО. "Баллада о семейном счастье" Народ-Поэт Если б море не штормило Немая жалоба души Снова жить начать Не пропадай, душа моя! Субботний сон Все записи автора списком
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Добрым сердцем обладает тот, кто желая благополучия ближнему, даже в самых щекотливых обстоятельствах отыскивает зацепку, чтобы оправдать его. И наоборот, человек со злым сердцем склонен обвинить другого, даже когда всё можно объяснить благоприятным образом.[1]
Про Аарона написано[2] «…и увидит тебя, и возрадуется тебе», а Мидраш Танхума объясняет: «… Сердце, обрадовавшееся величию брата, оденется в Урим и Тумим». А Маараль добавляет: поскольку использование Урим и Тумим связано с духовным видением человека, не могло быть чтобы человек, который его получил, не имел бы цельного возвышенного сердца, и Аарон обладал именно таким сердцем.
Злое сердце утоплено в зависти. Его девиз — «ни мне и ни тебе», а чаще: «мне — но не тебе». Императив такого сердца — властвовать над ближним. Эта та самая беспричинная ненависть, что разрушила Храм, ибо стремлению, чтобы ближнему не было хорошо — нет настоящего объяснения — оно именно «беспричинно».
Есть злое сердце и есть недобрый взгляд, а есть доброе сердце и есть благожелательный взгляд. Что их отличает? Да, добросердечие означает желание благополучия ближнему, но добрый глаз добавляет к этому кое-что ещё — его обладатель всеми фибрами души стремится, чтобы радость и счастье другого были полным. Он не почувствует настоящего удовлетворения пока не убедится воочию, что человеку действительно хорошо.
И наоборот. Дурной глаз, вдобавок к злому сердцу, не только с неприязнью и завистью воспринимает чужое благополучие, его раздражает даже маленькая искорка счастья в глазах ненавистного ему человека. Он хочет для него полного разрушения, ощутимой беды.
Именно поэтому сказал раби Йошуа бен Леви[3]: «Бокал для благословения вручают лишь обладателю доброго глаза…» И не случайно упоминается бокал вина, над которым произносят послетрапезное благословение — у него два свойства: «насыщенность» и «цельность» — ведь речь идёт о благодарности и признании полученного блага, а это способен осуществить лишь человек, для которого стремление одаривать других — неотъемлемая черта и, главное, он действительно желает, чтобы у ближних было всё хорошо.
Но откуда берётся «дурной глаз»? Почему он вообще существует в мире? Явление это связано с тем, что души людские накрепко связаны друг с другом, зависят друг от друга, имеют общий духовный корень. Если один завидует другому, смотрит недоброжелательно и само существование ближнего является для него помехой, — поскольку, между ними так или иначе существует духовная связь, такой взгляд может причинить зло, ограничить доступ жизненной силы, и само собой выйдет, что человек, на которого направлен взгляд, окажется уязвимей и беззащитней.
Маараль говорит, что даже равнодушие человека может считаться «дурным глазом», поскольку иметь возможность помочь и не сделать этого, значит провозгласить, что существование ближнего его не заботит — лишняя морока, а это вполне вписывается в определение дурного глаза. Нежелание приложить усилия, чтобы хотя бы в минимальной степени облегчить положение нуждающегося человека, иначе, как духовным «скопидомством», пренебрежением к чужой жизни, граничащим с пролитием крови, не назовёшь.
Но как уберечься от «дурного глаза»? Его влияние, согласно сказанному выше, кажется весьма существенным и неотвратимым, ведь нет «суда без Суда», и не случайно мера Правосудия так чувствительно ранит человека? Быть может, это от того, что в каждом из нас «сидит» этот «дурной глаз», эта зависть внедрена в нас, и нам просто возвращают то, что мы «излучаем» сами? Ведь проверено и установлено, что те, кто не живут для себя, кто одаривают других и не желают получать ничего взамен, вообще не вызывают зависти в окружающих. Ведь сказано[4], что над потомками Йосефа-праведника не властвует «дурной глаз». Почему? — «Глаз, который не желал наслаждаться тем, что ему не принадлежит, защищён от дурного глаза».
А ещё объясняют Мудрецы на примере рыб, которым Тора уподобляет потомков Йосефа. «Также как рыбы в море укрыты водой и дурной глаз не властен над ним, так и потомки Йосефа защищены от него».[5] Почему именно рыбы? У них есть две особенности: они скрыты от глаз, и они находятся как бы в другом измерении, не соревнуясь с обитателями суши.
Имеется в виду, что тот, кто не стремится быть на виду, и стремления его совершенно отличны от суеты тех, кто наполняет «улицы», людская зависть не способна причинить ему зло.
Как ни странно, но существует парадокс, который сродни чуду. Как раз стремление к духовности приводит к счастливому существованию в этом материальном мире, и наоборот — погоня за материальным «счастьем» как раз и оказывается тем препятствием, что мешает его достижению.
По книге «Михтав ми Элияу» раби Элияу Элиэзера Деслера.
[1] Маараль «Нетивот Олам», натив «Лев тов».
[2] Шмот,4,14
[3] Сота,38,2
[4] Брахот,20,1
[5] Там же.